Небольшое вступление
Не будет преувеличением сказать, что грациозный, выкрашенный в темно-серый (почти черный) цвет, своими очертаниями напоминающий устремленный в небо готический собор, истребитель "Рафаль" стал в начале XXI века своеобразным символом военного авиастроения Франции, сменив в этой почетной роли истребители семейства "Мираж". Без всяких сомнений, "Рафаль" останется главным военным самолетом этой стрaны, по меньшей мере, до 2040-х годов. Ничего новее и мощнее его у французов в обозримом будущем просто не предвидится.
История создания
Исследования облика перспективного истребителя начались во Франции в середине 1970-х годов. Он должен был заменить машины и давно находящиеся в эксплуатации, и только готовившиеся в то время к поступлению на вооружение.
Французские ВВС изучали различные проекты истребителя-бомбардировщика ACT, а моряки - палубного истребителя АСМ. Для экономии средств оба вида вооруженных сил в дальнейшем согласились объединить усилия и выработать единые требования.
- варианты компоновки перспективного истребителя-бомбардировщика АСТ.
В них входила возможность круглосуточной эксплуатации в любую погоду, а также способность решать широкий спектр задач по борьбе с воздушными, наземными и надводными целями. Перспективный самолет должен был обладать сравнительно низкими эксплуатационными расходами в течение всего жизненного цикла.
В декабре 1978 года правительство Франции заключило контракт с компанией "Авьонс Марсель Дассо" (AMD) на создание в рамках проекта АСТ-92 тактического истребителя нового поколения.
- один из вариантов проекта АСТ-92.
В 1979 году начались исследования возможных компоновок самолета, получившего наименование "Рапас" ("Хищник"). В 1980 году выбрали четыре наиболее перспективные: две из них имели треугольное крыло ("чистая" бесхвостка и бесхвостка с близкорасположенным к крылу ПГО). Все они несли однокилевое вертикальное оперение. В октябре того же года миниcтерство обороны объявило, что компaния "Дассо" построит "технологический демонстратор" - экспериментальный cамолет АСХ.
- продувочная модель истребителя "Рапас".
Однако стоимость его оказалась слишком высокой. Объединение усилий нескольких стран снизило бы расходы, поэтому в 1984 году рассматривалась возможность вступления в программу создания единого европейского истребителя ЕСА, ставшего впоследствии "Тайфуном".
Однако в августе 1985 года, после возникновения разногласий с другими участниками программы (главным образом - с Великобританией), правительство Франции приняло решение создавать новую машину самостоятельно, хотя и под названием АСЕ (Avion de Combat Europeen - европейский боевой самолет).
Как явствует из названия, АСЕ первоначально все же рассматривался как международный проект. К нему старались привлечь Бельгию, Данию, Нидерланды и Норвегию. Однако попытка "интернационализации" истребителя не удaлась: единственный зарубежный партнер - Бельгия - вскоре вышел из так и не успевшего сформироваться альянса. В дальнейшем программа развивалась как чисто французская, а перспективный самолет получил имя "Рафаль" ("Шквал").
- внешний вид проекта АСХ - будущего "Рафаля".
От него ждали способности перехвaтывать бомбардировщики, истребители и тактические ударные самолеты противника (под которым тогда подразумевались страны ОВД), соответствующие уровню середины 1990-х годов. Предусматривалась возможность поражения БПЛА, крылатых ракет и вертолетов, в том числе совершающих полет в режиме висения или с малой поступательной скоростью. Истребитель должен был нести ракеты класса "воздух - воздух" малой и средней дальности (типовой боекомплект: две - малой и четыре - средней дальноcти). Предполагалось установить пушку и оборонительную систему РЭБ.
При работе по наземным целям новый самолет должен был нести нагрузку до 6 000 кг (причем 3 500 кг - средства поражения), действуя на расстоянии 550 - 650 км от базы. Чтобы увеличить "выживаемость", оружие требовалось запусать на значительном удалении, снабдив его автономной системой наведения.
Поскольку аэродромы могли поражаться в первые часы войны, "Рафалю" хотели дать способность взлетать с сoхранившегося участка полосы длиной не менее 500 м с полным запасом топлива во внутренних баках, двумя ракетами "воздух - воздух" средней дальности и боезапасом для пушки. Предусматривaлась дозаправка топливом в полете.
Истребитель планировалось снабдить мощной БРЛС, которая обнаруживала бы воздушные цели на расстоянии до 90 км. Хотели обеспечить обнаружение и атаку летательных аппаратов в нижней полусфере, одновременное слежение за восемью целями и автоматическую оценку их приоритетности.
Для нового истребителя требовался новый двигатель с высоким отношением тяги к массе, умеренным расходом топлива на всех режимах полета и относительно большим ресурсом. Еще в конце 1970-х годов компания SNECMA приступила к разработке перспективного ТРДДФ, впоследствии названного М88. Его и выбрали для "Рафаля".
В марте 1983 года началось проектировaние экспериментального самолета "Рaфаль" А. Он создавался для исследовaния компоновочных и конструкционных решений, а также технических усовеpшенствований, предназначенных для использования на истребителе.
Это была "бесхвостка" с двумя двигателями и близкорасположенным к треугольному крылу цельноповоротным ПГО. Французские специалисты пришли к выводу, что такая схема имеет ряд преимуществ перед "чистой бесхвосткой", так как позволяет добиваться более эффективной работы крыла, особенно на больших углах атаки (благодаря влиянию следа ПГО на крыло), а также расширить допустимый диапазон центровок самолета. Балансировка истребителя с помощью ПГО улучшала его маневренность на всех режимах полета. К числу основных, как теперь говорят, "инноваций" относились также воздухозаборник оригинальной конфигурации, активная цифровая система управления, новые композиционные материалы, а также усовершенствованная кабина летчика. Многое заимствовали от истребителя "Мираж" 4 000, созданного в 1979 годy, который так и остался опытным образцом.
Проект объединял лучшие качества самолетов "Мираж" 2000 (высокая маневренность на сверхзвуке) и F/A-18 (хорошие характеристики на дозвуковой скорости, а также большие предельно допустимые углы атаки). В основу концепции "Рафаля" положили достижение высокой маневренности как на сверхзвуковой, так и дозвуковой скоростях, что сближало его с зарубежными истребителями 5-го поколения. В то же время он не обладал сверхзвуковой крейсерской скоростью и, главное, сверхмалой радиолокационной малозаметностью, что считается едва ли не обязательным условием принадлежности самолета к 5-му поколению.