Republic P-84/F-84 - семейство истребителей 1-го поколения

История, матчасть, боевое применение

Модератор: Doctor Web

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5359
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#16 Republic P-84/F-84 - семейство истребителей 1-го поколения

Сообщение Scharnhorst » 11 июн 2019, 22:35

Финал войны в Корее
(1953 год)


На завершающем этапе войны в качестве истребителей-бомбардировщиков стали применять "Сейбры" новой модификации F-86F. Их получили две группы – 8-я и 18-я. А все уцелевшие F-84 свели в одну группу – 58-ю истребительно-бомбардировочную.
В марте 1953 года дозаправка в полете позволила истребителям-бомбардировщикам F-84G совершить самый дальний боевой вылет в Корее. Они пролетели 1 300 км до индустриального центра Чондзин, находившегося в 40 км от китайской границы.
Изображение - дозаправка группы F-84G от танкеров КВ-29М, 1953 год.
В преддверии подписания соглашения о перемирии весной 1953 года решили нанести противнику максимальный экономический ущерб и урон населению. Выбрали большие земляные дамбы, используемые в Северной Корее для орошения рисовых полей - их разрушение привело бы к затоплению значительных территорий. Операцию начали 14 апреля 1953 года вылетом 68 F-84 из 58-й группы, после чего налеты продолжались безостановочно. Так, между 13 и 16 мая 59 "Тандерджетов" разрушили 700-метровую плотину Токсан. В результате водой смыло 7 км железнодорожных путей, разрушило несколько мостов и несколько сот домов местных жителей, смыло 12 км2 рисовых полей. Позже американское командование в лице генерал-лейтенанта Вейленда заявляло, что особо гордится двумя операциями истребителей-бомбардировщиков "Тандерджет" во время Корейской войны – налетами на гидроэлектростанции в июне 1952 года и на земляные плотины в мае 1953 года как нанесшими наибольший ущерб Северной Корее.
Поскольку готовившееся соглашение о прекращении огня предусматривало "заморозку" сил и средств сторон на Корейском полуострове, последние месяцы войны, с мая по июль 1953 года, отличались попытками американской авиации нанести максимальный ущерб военному потенциалу Северной Кореи. А это, в свою очередь, отразилось на росте потерь истребителей-бомбардировщиков. К концу очередного "воздушного наступления" в 58-й группе могли летать только 23 "Тандерджета"!
Изображение - сгоревший при посадке после боевого задания "Тандерджет" наглядно иллюстрирует напряженность работы в Корее американских ВВС.
Последний вылет F-84 в Корейской войне состоялся 27 июля 1953 года. Две дюжины F-84 совершили один из самых дальних боевых полетов в той войне - нанесли удар по аэродрому Лин-Чиан недалеко от границы, чтобы исключить переброску туда китайских МиГ-15 непосредственно перед заключением перемирия. "Перепахав" 227-кг бомбами взлетную полосу, "Тандерджеты" вернулись уже на закате с остатком топлива лишь на несколько минут полета.
Всего F-84 совершили в Корее 86 400 вылетов, сбросив 55 897 т бомб. По утверждению представителей ВВС США, до 60% наземных целей, уничтоженных "авиацией ООН" в Корее, приходится на их долю. По американским данным, зенитчики противника сбили 122 самолета, МиГ-15 – еще 18, а всего в Корее "полегли" 335 F-84.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5359
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#17 Republic P-84/F-84 - семейство истребителей 1-го поколения

Сообщение Scharnhorst » 14 июн 2019, 01:02

"Тандерджеты" ВВС США
в разных уголках мира


"Тандерджеты" отправляли за границу не только в Японию и Корею. С сентября 1950 года ими стали перевооружать подразделения 36-й истребительно-бомбардировочной группы, дислоцировавшейся в Западной Германии. С октября этот же процесс пошел в 86-й группе. В мае 1952 года в Великобританию прибыла уже известная 20-я группа, оснащенная F-84G. Ее разместили на аэродромах Уэзерсфилд и Вулбридж. Самолеты этой группы были специально подготовлены для применения ядерного оружия.
10 июля того же года в Шомоне во Франции появилась 48-я группа на таких же машинах. 406-ю группу на F-84E перебросили в Мэнстон в Англии. В Европу отправили также 123-ю и 137-ю группы Национальной гвардии. Основной функцией всех этих частей считалось нанесение ударов по советским войскам в случае возникновения вооруженного конфликта, а также, во вторую очередь, противовоздушная оборона.
В сентябре 1952 года "Тандерджеты" приняли активное участие в учениях "Блю альянс" в Западной Германии. Интересно, что старые машины типа Е действовали на стороне "агрессоров", а более новые - обороняющихся. Одна только 48-я группа из 50 самолетов за шесть дней совершила 315 вылетов на бомбометание и визуальную разведку.
10 марта 1953 года чехословацкие летчики Я. Шрамек и М. Форст, летевшие на МиГ-15, обнаружили два пересекших границу "Тандерджета". Это были машины из 36-й группы. Чехи попытались принудить американские истребители к посадке, но неудачно. Тогда они открыли огонь. Американцы попробовали удрать, но скорости не хватило. Самолет ведущего, лейтенанта У. Брауна, получил снаряд из пушки с истребителя Шрамека. Браун катапультировался, и ветер унес его на другую сторону границы. Второй "Тандерджет" благополучно сел в Битбурге. Некоторое время после этого американцы патрулировали вдоль границы с боекомплектом - к этому привлекли и F-84G.
20 августа 1953 года 17 истребителей F-84G, используя заправщики КС-97, перелетели с территории США на Британские острова по маршруту протяженностью 7 150 км. Это стало самым дальним массовым перелетом однодвигательных реактивных истребителей в истории.
Техническое состояние F-84E к этому времени уже оставляло желать много лучшего. Самолеты часто приходилось списывать из-за технических проблем и ошибок пилотов, особенно зимой 1952/53 года. Из-за этого довольно много машин модификации Е использовали только для тренировки летчиков вплоть до 1956 года, после чего их сняли с вооружения ВВС. В 1957 году 115 еще пригодных для полетов F-84E передали ВВС Национальной гвардии, где они прослужили всего пару лет – до 1959 года.
С лета 1952 года F-84G стали отправлять на Дальний Восток, что позволило 5-м ВВС в Корее к сентябрю впервые за год довести численность подразделений до штатного состава. На территории США в качестве носителей ядерного оружия прошло подготовку 49-е крыло, а в Европе – 81-е крыло на базе Бентуотерс в Великобритании. В декабре 1952 года одну из эскадрилий 49-го крыла с F-84G перевели в Японию. В 1953 году "Тандерджеты" с прямым крылом состояли на вооружении 14 групп ВВС США.
ИзображениеИзображение - "Тандерджеты" 16-го авиакрыла и 36-й истребительной группы на аэродроме Фюрстенфельдбрюк, Германия, 50-е годы.
В мае 1953 года организовали пилотажную группу "Тандербердс" для наглядной демонстрации возможностей современной боевой авиации. Выбирая для нее тип самолета, исходили из требования простоты маневрирования в плотном строю, надежности и к тому же хотели показать истребитель, проверенный в бою. В результате победил F-84G. В 1955 году "Тандербердс" сменили F-84G на более маневренные и скоростные F-84F. А годом позже группу пересадили на сверхзвуковые F-100.
В США F-84G стали снимать с вооружения частей Стратегического командования в 1956 году, но они еще продолжали широко использоваться в Тактическом командовании. Однако к концу 1959 года практически все эти самолеты заменили на F-84F со стреловидным крылом.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5359
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#18 Republic P-84/F-84 - семейство истребителей 1-го поколения

Сообщение Scharnhorst » 15 июн 2019, 23:21

"Thunderstrike" в рядах
ВВС и Национальной Гвардии США


Освоение "Тандерстрайков" начали в 506-й стратегической истребительной группе на базе Доу в январе 1954 года. Они должны были служить истребителями сопровождения для стратегических бомбардировщиков, несущих ядерное оружие.
Эксплуатация самолетов сперва проходила с многочисленными ограничениями на пилотирование. Чуть позже эти машины поступили в Тактическое командование. 12 мая 1954 года объявили боеспособной 406-ю группу. Общая задержка по вводу в строй новых самолетов по сравнению с планами достигала полугода.
После появления варианта "Сейбра" с бомбовой подвеской, F-86F, многие истребительно-бомбардировочные группы стали перевооружать на него. С весны 1953 года этот процесс пошел в Западной Европе. Но некоторые группы, например 81-я (бывшая 406-я), перешли на F-84F. Эта группа получила "Тандерстрайки" в октябре 1954 года, к декабрю туда поступили 40 машин этого типа. В начале 1955 года тоже произошло с 20-й группой. Этим частям предписывалось в качестве основной задачи применение тактического ядерного оружия. Летный состав в них проходил дополнительную подготовку, включавшую вылеты на полигон от двух до четырех раз в месяц. Периодически летчиков отправляли на полигоны в Марокко и Ливию.
Определенную трудность представляла асимметричная нагрузка - бомба под левым пилоном и ПТБ – под правым. Навигация при полете на малой высоте также представляла собой проблему. Заранее намечали ориентиры на маршруте к заданной цели, которые требовалось выучить наизусть. При этом обратному пути придавали гораздо меньшее значение. В штабах честно признавали, что для большинства летчиков это будет дорога в один конец.
К июню 1955 года ВВС США насчитывали в своем составе 12 групп, вооруженных "Тандерстрайками". Шесть из них входили в Тактическое командование и шесть – в Стратегическое. В составе Стратегического командования F-84F использовали для сопровождения бомбардировщиков В-29, В-50 и В-36. По мере замены этих поршневых машин на реактивные бомбардировщики новых типов "Тандерстрайки" передавали в Тактическое командование. К середине 1957 года туда сдали все F-84F.
В Тактическом командовании они служили в качестве носителей ядерного оружия, оборудованных системой бомбометания с малых высот. Тактика применения атомных бомб с "Тандерстрайка" предусматривала прорыв к цели на максимальной скорости на высоте верхушек деревьев, резкое кабрирование, сброс и уход от поражающих факторов взрыва иммельманом. К счастью, "Тандерстрайку" ни разу не довелось применить ядерное оружие в настоящем бою.
Изображение - F-84F с макетом атомной бомбы Mk.7.
"Тандерстрайки" использовались в США в составе следующих истребительно-бомбардировочных групп: 20-й, 31-й, 407-й (515-я, 516-я и 517-я эскадрильи), 366-й (389-я, 390-я и 391-я эскадрильи), 81-й (78-я, 91-я и 92-я эскадрильи), 15-й (45-я, 46-я и 47-я эскадрильи) и 21-й (416-я эскадрилья).
Пилоты "Тандерстрайков" отмечали, что самолет довольно труден в управлении. При весе до 9 080 кг и посадочной скорости свыше 250 км/ч он требовал от пилотов, привыкших к более легким и менее скоростным истребителям, довольно напряженного и аккуратного управления. Вообще управляемость F-84F считалась неважной, на некоторые маневры накладывался запрет, который разрешалось нарушать только в чрезвычайных случаях. Зато F-84F отличался высокой прочностью планера и надежностью, выдерживая удары воздушной стихии, особенно при полетах на малых высотах.
Изображение - пилотажная группа "Тандербёрдс" на истребителях F-84F.
После появления сверхзвуковых истребителей F-84F стали постепенно заменять на F-100, большую часть "Тандерстрайков" сдали в ВВС Национальной гвардии. Однако Берлинский кризис 1961 года привел к возвращению в строй многих F-84F. В Европу срочно перебросили из состава Национальной гвардии 141-ю эскадрилью тактических истребителей с базы Макгуир, 163-ю – из Форт-Вэйена и 166-ю – из Колумбуса. Когда конфликт угас, гвардейцы вернулись в Америку, а свои F-84F оставили частям ВВС, которые использовали их временно, до поставки новой техники. Однако тут же возникли проблемы с нехваткой запасных частей, а также с коррозией в системе управления истребителем. В марте 1962 года полеты всех F-84F запретили и провели серьезные ремонтные работы, на которые затратили до 1 800 человеко-часов на каждый из 222 американских "Тандерстрайков", дислоцировавшихся тогда в Европе.
F-84F оставались в составе Тактического командования до середины 1960-х годов, когда их заменили на истребители F-4C "Фантом". Из самолетного парка ВВС Национальной гвардии "Тандерстрайки" вывели в конце того же десятилетия. Последний F-84F закончил службу в 1971 году, когда уже начались катастрофы из-за предельно изношенных систем и планера самолета.
ИзображениеИзображение - "Тандерстрайки" ВВС и Национальной Гвардии США.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5359
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#19 Republic P-84/F-84 - семейство истребителей 1-го поколения

Сообщение Scharnhorst » 17 июн 2019, 23:28

Разведчики RF-84F "Thunderflash"
на службе ВВС США


Первые RF-84F поступили в 363-е крыло тактической разведки на базе Шоу в Северной Каролине. К июню 1956 года в ВВС имелось четыре крыла с этими самолетами. В разное время RF-84F служили в 17-й, 25-й, 32-й, 38-й и 155-й фоторазведывательных эскадрильях, 13-й, 15-й, 82-й и 1561-й эскадрильях тактической разведки, 20-й и 91-й разведывательных эскадрильях. Всего ВВС США приняли 363 RF-84F.
"Карьера" их в ВВС оказалась короткой, уже в конце 1950-х и начале 1960-х годов эти самолеты заменили на разведчики RF-101 "Вуду". В течение 1960-х годов RF-84F служили еще в составе семи эскадрилий Национальной гвардии. Во вркмя Берлинского кризиса 1961 года в Европу перебросили 117-е крыло тактических разведчиков Национальной гвардии с 60 RF-84F, но вскоре вернули обратно.
Изображение - разведчик RF-84F в полете.
В середине 1960-х годов из-за все возрастающего военного противостояния в Юго-Восточной Азии ВВС США требовали от Национальной гвардии поддерживать высокую боевую готовность, по крайней мере, шести из семи крыльев с "Тандерфлэшами". Первоначально RF-84F планировали сохранить на вооружении Национальной гвардии до 1976 года, но, в связи с поступлением большого числа разведчиков RF-4C, последний "Тандерфлэш" сдали в центр хранения 26 января 1972 года.
ИзображениеИзображение - RF-84F на аэродроме.
Немногочисленные RF-84K эксплуатировались в 71-м крыле стратегической разведки, но в 1957 году все их сдали в другие части. Далее эти машины в основном использовались в специальных испытательных эскадрильях, но, по крайней мере, шесть разведчиков перевели на базу Мисава в Японии, откуда, по некоторым данным, они совершили несколько разведывательных вылетов против Китая и Советского Союза. Позже все дальние разведчики передали ВВС Национальной гвардии, но 20 апреля 1956 года после серии серьезных инцидентов эксплуатацию самолетов RF-84K FICON прекратили.
Изображение - истребитель-разведчик RF-84K FICON.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5359
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#20 Republic P-84/F-84 - семейство истребителей 1-го поколения

Сообщение Scharnhorst » 08 июл 2019, 21:13

F-84 на службе ВВС других стран


Самолеты семейства F-84 активно поставлялись за рубеж. "Тандерджеты", "Тандерстрайки" и "Тандерфлеши" эксплуатировались во многих странах, являвшихся союзниками США и партнерами по военным блокам, а также в некоторых других государствах.

F-84 ВВС Франции


Франция получила, в общей сложности, 140 F-84E и F-84G. Первые машины модификации Е поступили туда из США в феврале 1951 года. Поставки F-84G завершились в июне 1952 года.
Франция первой из союзников по блоку НАТО получила "Тандерстрайки" со стреловидным крылом. Они начали прибывать в ноябре 1955 года. К ним добавились 50 разведчиков RF-84F. Истребителями-бомбардировщиками вооружили 1-ю, 3-ю, 4-ю, 6-ю и 11-ю эскадрильи, разведчиками – три эскадрильи 33-й эскадры. Именно в составе ВВС Франции "Тандерстрайкам" и удалось "понюхать пороху", участвуя в Суэцком кризисе 1956 года. 23 октября 1956 года 36 французских самолетов из 1-й эскадрильи перелетели в Израиль на базу Лиддиа, а истребители 3-й эскадрильи – на Кипр. Из Лиддии с 29 октября эти машины поддерживали наступление израильских войск на Синайском полуострове. Самолеты с Кипра приступили к налетам на египетские аэродромы 1 ноября. Так, "Тандерстрайкам", базировавшимся в Израиле, удалось уничтожить в Луксоре 20 египетских бомбардировщиков Ил-28, а один сбить в воздухе. Бои в Египте продолжались до 6 ноября, при этом потеряли только один F-84F.
Французские "Тандерстрайки" в середине 1960-х годов заменили на истребители "Мираж" IIIE, разведчики служили до января 1967 года.
Изображение - группа французских F-84G в полете.

F-84 ВВС Бельгии


Бельгийские ВВС тоже начали с освоения машин ранних модификаций с прямым крылом. Всего американцы передали им 21 F-84E и 192 F-84G. С июня (по другим данным – с августа) 1955 года стали поступать F-84F. Они сменили F-84G в составе 2-го и 10-го истребительно-бомбардировочных крыльев. В апреле 1958 года парк пополнили еще 17 уже побывавшими в эксплуатации в США машинами.
Большинство бельгийских F-84F в начале 1960-х годов уступило место сверхзвуковым "Старфайтерам", но последние из них эксплуатировались до 1972 года.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...


Вернуться в «Авиация стран НАТО и США (1947-наши дни)»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость