Итак, начнем....
________________________________________________________________________________________________
Накануне вступления в Первую мировую войну американские конструкторы были вполне довольны спроектированными в 1916 году лёгкими крейсерами типа "Омаха", считая их лучшими в мире в своем классе. "Одноклассники" других стран оказались значительно меньше по водоизмещению и на бумаге уступали "омахам" в вооружении, скорости и дальности плавания. Но после того как в 1917 - 1918 годах американцы смогли ознакомиться с характеристиками английских "хокинсов", они впервые задумались о создании крейсеров с нормальным водоизмещением 10 000 т и вооружением из 203-мм орудий. Отдел по планированию, учреждённый при американской военно-морской миссии в Лондоне, в мае 1918 года предложил в качестве будущего типа крейсера-скаута ("омахи" тоже числились скаутами) корабль с вооружением из шести 203-мм орудий в диаметральной плоскости, скоростью 32,5 узла и дальностью плавания 10 000 миль. В дальнейшем идея 10 000-тонного крейсера с вооружением из 203-мм орудий последовательно поддерживалась Генеральным советом, который ориентировался на крейсера типа "Хокинс" как наиболее мощные из существующих
образцов. На флоте, в технических бюро и даже в выдвинувшем первоначальную идею отделе по планированию по этому поводу устоявшегося мнения долгое время не было. Доводы за подобный крейсер состояли в первую очередь в желании иметь корабли, которые были бы заведомо не слабее любых зарубежных образцов (а на самом деле всё тех же "хокинсов"). В значительной степени движущим фактором стало желание Генерального совета закрепить за США положение лидирующей морской державы. В качестве дополнительного аргумента приводилась полезность промежуточного (но более сильного) типа кораблей между существующими лёгкими и линейными крейсерами. Отмечалось также, что война на Тихом океане потребует более крупных боевых единиц. С другой стороны, четыре "хокинса" не выглядели в глазах многих достаточным основанием для укрупнения крейсеров-скаутов. Великобританию к вероятным противникам в будущем не относили, а Япония в то время строила крейсера значительно меньших размеров с вооружением из 140-миллиметровок, против которых американский аналог "Хокинса" выглядел бы излишеством. Даже англичане, не считая "хокинсы" оптимальным типом крейсеров, переделали один из них в авианосец. И, наконец, более крупные размеры означали меньшее количество построенных единиц. Тот же отдел по планированию, продолживший свою деятельность и после окончания Первой мировой войны, оценивал в 1920 году потребность американского флота в крейсерах в 73 единицы. Его глава предлагал строить 5 000-тонные крейсера, вооружённые 152-мм орудиями, с оглядкой на английские крейсера типов "С" и "D", хотя, по всей видимости, запланированные отделом характеристики в подобное водоизмещение уместить было невозможно. Генеральный же совет больше склонялся к оценке ситуации с политической точки зрения. Он не считал возможным одобрение Конгрессом постройки такого количества крейсеров в обозримом будущем, а также предвидел проблемы с комплектованием экипажей для такого количества кораблей.
Отдел предварительных проектов Бюро конструирования и ремонта приступил к работе над новым поколением скаутов в феврале 1919 года. Но она стала приоритетной для сравнительно небольшого коллектива отдела, поскольку "омахи" тогда только находились в постройке, и утверждённых планов дальнейшего строительства крейсеров не существовало. У проектировщиков же отсутствовали какие-либо установки по поводу того, как должны выглядеть будущие крейсера. Как это неоднократно случалось в истории проектирования американских кораблей, конструкторы видели недостатки у ещё недостроенных "омах", которые казались им слишком большими для своего вооружения.
Отдел начал работу по двум направлениям. В эскизной серии "А" он задался целью при сохранении вооружения "омахи" уменьшить водоизмещение и попытаться ещё больше увеличить скорость за счёт применения новой энергетической установки. Серия "В" при сохранении водоизмещения "омахи" имела вооружение из предложенных Бюро вооружения новых 203-мм 50-калиберных орудий, дополненных 127-миллеметровками для борьбы с эсминцами. 203-мм пушки планировалось размещать в диаметральной плоскости. Первоначально - четыре одноорудийные установки (по две в оконечностях), но конструкторы довольно быстро перешли к двум двухорудийным башням. Работа над проектами завершилась в марте 1919 года, и отдел переключился на другие задачи.
В начале октября 1919 года проработку вариантов новых скаутов возобновили. Эскизная серия "С" представляла собой аналог британских "хокинсов" и имела вооружение из семи-восьми 203-мм орудий в небронированных установках (трёхорудийная - в носу и две двухорудийных или трёх- и двухорудийной - в корме), четырёх 127-мм и 2x3 ТА при нормальном водоизмещении 10 000 т. Бронирование - аналогичное "омахе" (51-мм пояс поверх 25-мм обшивки, защищавший только котельные и турбинные отделения), скорость хода - 36 узлов, дальность плавания - 10 000 миль на 10-узловой скорости.
Помимо большого крейсера, отдел предварительных проектов рассматривал и меньшие небронированные корабли, отражавшие тогдашние взгляды отдела планирования управления начальника морских операций. Эскизные серии "D" и "Е" имели вооружение из пяти 152-мм орудий и 2x3 ТА и скоростью 33,5 узла и 35,25 узла при водоизмещении 5 000 т и 5 750 т соответственно.
Проекты представили коммандеру Паю из управления начальника морских операций. Он посчитал такую скорость излишней. По его мнению, было достаточно ограничить ход 30 узлов в океане.
Он также настаивал на меньших размерах, чтобы существовала возможность построить большее количество кораблей, и значительной дальности плавания, а также возражал против бронирования, которое всё равно не оправдывало бы потраченный на него вес. Он предложил продолжить разработку вариантов "Е" и "F", но с меньшей скоростью.
Генеральный совет имел абсолютно иную точку зрения, и в начале 1920 года предложил Отделу предварительных проектов проработать вариант 10 000-тонного крейсера с шестью 203-мм орудиями, скоростью 35 узлов и дальностью плавания 10 000 миль 10-узловым ходом. В марте того же года кэптен Стокер, сотрудник отдела, представил набор вариантов с водоизмещением от 7 100 до 10 000 т и вооружением из пяти-шести 203-мм пушек в двух- и трёхорудийных башнях. Совет, прежде всего, заинтересовал более крупный вариант корабля, а некоторые его члены отметили недостаточность вооружения из 3x2 башен для такого водоизмещения.
В качестве защиты предусматривались 76-мм пояс и 57-мм палуба. Дальнейшие разработки базировались на 10 000-тонном варианте, с добавлением четвёртой башни. По оценкам проектировщиков, кораблю такого размера было реально обеспечить защиту от 152-мм снарядов. Пояс высотой 3,05 м и толщиной 102 мм во всю длину корпуса в сочетании с 64-мм палубой создавали зону безопасности от огня американского 152-мм/53 орудия на дальности от 10 058 до 19 202 м. При этом корабль оставался уязвимым для 203-мм орудий на всех дистанциях. Кэптен Чейз отмечал, что, узнав о характеристиках новых американских крейсеров, японцы перевооружат свои лёгкие крейсера 203-мм палубными установками.
Ограничивая длину пояса и палубы 122 м, можно было увеличить толщину пояса до 127 мм, а палубы - до 76 мм и обеспечить защиту от огня 203-мм орудий на дальностях от 14 630 до 19 202 м. Однако процент водоизмещения, отпущенный на защиту, оказался впоследствии слишком велик. В январе 1921 года представленный на рассмотрение Генерального совета проект при водоизмещении 12 000 т и вооружении из 4x2 203-мм орудий имел дальность плавания всего 8 000 миль 10-узловым ходом, а бронёй прикрывались только МКО (127-мм пояс и 76-мм палуба со 114-мм скосами, причем во всех случаях толщины указывались вместе с обшивкой). Подобно "Омахе", погреба никак не бронировались, а размещались глубоко под ВЛ. На основании этого проекта, обозначенного "схема 1", в течение следующих двух месяцев были проработаны варианты с уменьшенной скоростью (а), ослабленной защитой (b), сокращённым вооружением (с) и комплексным уменьшением всех трёх характеристик (d).
- проект небронированного "скаута" "D"
Во всех вариантах главный пояс имел высоту всего 1,83 м, из которых только 0,31 м его возвышалась над ВЛ, в то время как плоская часть палубы отстояла от воды на 2,74 м. Пространство между палубой и поясом закрывалось скосами палубы. Нос корабля до форштевня прикрывался 25-мм плитами на высоту 4,27 м. Они должны были обеспечивать сохранение высокой скорости при повреждениях носовой оконечности. Рассматривалась и альтернативная, более традиционная, схема защиты с вертикальным поясом до уровня броневой палубы.
Наиболее важными характеристиками посчитали дальность плавания и огневую мощь, ради которых можно было в определённой степени пожертвовать скоростью и в большей степени - бронированием, В апреле 1921 года Генеральный совет на основе варианта В предложил следующие характеристики: восемь 203-мм орудий, четыре 127-мм/25 зенитки, 2x3 ТА, дальность плавания 10 000 миль 10-узловым ходом и скорость 34 узла. По возможности корабли должны были силуэтом напоминать линейные крейсера. Бронирование ограничивалось 38-мм поясом и 25-мм палубой с 38-мм скосами.
Эти разработки повлияли на позицию США на Вашингтонской конференции в отношении ограничений для крейсеров. Ко времени её начала (ноябрь 1921 года) американцы уже в течение двух лет разрабатывали эскизные проекты кораблей этого класса водоизмещением порядка 10 000 т с 203-мм артиллерией и считали больший размер предпочтительным, особенно с учётом огромных расстояний на Тихом океане. Поэтому они быстро пришли к соглашению с англичанами по поводу верхней границы стандартного водоизмещения в 10 000 т и главного калибра в 203 мм. Естественно, что после подписания соглашений все додоговорные проработки крейсеров следовало переоценить, учитывая новую ситуацию.
Считалось, что в рамках 10 000 т не удастся создать корабль с достаточной скоростью, чтобы уходить от английских и японских линейных крейсеров в любую погоду, и защитой, достаточной, чтобы противостоять огню нового поколения 203-мм орудий.
По поступавшим сведениям, новые японские крейсера должны были развивать скорость 35 узлов, поэтому возник вопрос о принятии этой скорости как стандарта и для американских "скаутов". Адмирал Роджерс из Генерального совета не считал эту цифру реалистичной для японских кораблей, поскольку не очень высоко оценивал культуру проектирования, существующую в этой стране. По его мнению, в итоге корабли Страны восходящего солнца получатся
заметно перегруженными и в реальных условиях будут показывать не более 32 узлов. Излишние же требования скорости наложат чересчур большие ограничения на проектировщиков. Кэптен Стокер из Отдела предварительных проектов считал 34 узла достаточными, но коммандер Робинсон из Бюро энергетики отметил, что для гарантии такого показателя на испытаниях требуется выдавать 35 узлов. Отдел также предлагал установить в качестве стандарта дальность плавания 15-узловым ходом, а не 10-узловым, как это было принято до того.
Коммандер Ховард, работавший под началом Стокера в отделе предварительных проектов, считал высокую скорость не столь важной. Ведь бортовые гидросамолёты могли вести разведку на значительном расстоянии, и крейсерам не требовалось подходить вплотную к вражеским силам. Дальняя же радиосвязь позволяла не спешить обратно к своим силам с докладом. Для других ситуаций защита могла оказаться не менее насущна, чем скорость. Вместо того чтобы уклоняться от боя с крейсерами противника, можно было иметь достаточную защиту, чтобы успешно противостоять им.
Ховард считал предпочтительным иметь скорость в 32 узла и защиту от орудий большинства крейсеров. Другой конструктор лейтенант Хэеберле предлагал ещё больше ограничить скорость, но обеспечить защиту от 203-мм снарядов, поскольку Вашингтонский договор устанавливал 203-мм калибр в качестве максимального не только для крейсеров, но и для авианосцев. Он не исключал, что в определенных ситуациях крейсерам США придётся иметь дело и с 203-мм артиллерией плавучих аэродромов. В качестве альтернативы рассматривалась защита только от огня эсминцев.
Так, контр-адмирал МакКалли, служивший ранее военно-морским атташе в Турции, ссылался на опыт войны на Чёрном море, когда русские эсминцы гоняли "Бреслау".
В это время Бюро вооружения разработало новое мощное 203-мм орудие и в меморандуме от 31 января 1923 года предложило вооружение из 10, 11 или 12 подобных пушек, двух 127-мм/51 АУ для стрельбы осветительными снарядами и 17 37-мм ЗА. Бюро согласилось с тем, что сколько-нибудь серьёзная защита возможна лишь за счёт заметного снижения скорости. По поручению Генерального совета Бюро вооружения провело более детальное изучение возможных схем защиты и предложило рассмотреть варианты со 152-мм ГК и со смешанным вооружением из 203-мм и 152-мм орудий, отметив, что во многих случаях новым крейсерам придётся иметь дело с эсминцами и небольшими КРЛ, против которых 152-мм пушки могут оказаться более полезными. Бюро провело оценку весов артиллерии при вооружении, состоящем из: 8, 10,11,12 203-мм орудий, смешанного варианта из 6 203-мм и 8 152-мм пушек и, наконец, из 16 152-мм стволов. Схемы защиты предлагались исходя из противостояния японским 140-мм снарядам на дистанции от 2 743 до 18 288 м и от 4 572 до 18 288 м. Горизонтальное бронирование во всех случаях состояло из 38-мм палубы, а для вертикального - существовали два варианта. Первый - со скосом под углом 36° к вертикали (147 мм - в первом случае и 76 мм - во втором) выше ВЛ и тонким бортовым поясом ниже уровня воды. Второй - бортовой пояс (224 мм или 178 мм) от верхней кромки которого под углом 72,75° к вертикали шёл 57-мм скос. Защита получалась весьма тяжёлой, так что Генеральный совет предпочёл иметь максимальное число 203-мм орудий в ущерб бронированию.
А вот мнения по поводу вспомогательной артиллерии разделились. С одной стороны для поражения эсминцев в тёмное время суток требовались орудия меньшего калибра, чем 203 мм, но более скорострельные и дающие меньшую вспышку ночью. С другой - адмирал Пратт считал, что торпедные атаки в будущем будут производиться в основном самолётами, поэтому вспомогательная артиллерия должна быть в первую очередь зенитной.
В середине 1923 года выдвинутые Генеральным советом характеристики предполагали 35-узловой "скаут" с вооружением из 12 203-мм орудий и почти без бронирования (19 мм - погреба и 32-мм - боевая рубка и рулевое отделение). Корабль должен был иметь высоко расположенные площадки для корректировщиков, позволяющие наблюдать всплески от падения снарядов на предельной дистанции огня 203-мм орудий (около 24 689 м). Расчёты показали, что при таких характеристиках запас водоизмещения составит всего 133 т, что признали недостаточным. Чтобы компенсировать возможную строительную перегрузку и уложиться в Вашингтонские ограничения, проектировщики считали, что необходимый запас водоизмещения должен составлять, по меньшей мере, 300 т.
В альтернативном варианте "А" число котлов сократили с 12 до 10 несколько большей производительности, что позволило сэкономить 145 т, мощность машин уменьшилась со 112 000 до 100 000 л.с, а скорость до 34 узлов. Такая скорость оказалась максимальной, которую удавалось выжать при сохранении 12 орудий ГК.
Варианты с сокращенным вооружением Отдел предварительных проектов прорабатывал по собственной инициативе. В варианте "В" две трёхорудийные башни заменялись двухорудийными, за счёт чего скорость вновь увеличивалась до 35 узлов при том же запасе водоизмещения, что и у проекта "А".
В проекте "С" вооружение состояло из восьми 203-мм орудий, а высвободившиеся 152 т использовали для улучшения защиты, включая 38-мм пояс по МКО и 25-мм палубу. При этом сохранялась 35-узловая скорость.
- проект "скаута" "С" с уменьшенным вооружением.
Вариация "D" имела уменьшенную до 32 узлов скорость и максимальное вооружение из 12 203-мм пушек. Высвободившиеся 630 т использовались для усиления защиты, включавшей 76-мм пояс и 38-мм палубу, защиту погребов, а также 51-мм боевую рубку и прикрытие рулевого отделения.
В варианте "Е" скорость понизили до 29 узлов при мощности 60 000 л.с, а бронирование значительно усилили. Две трети ВЛ защищались комбинацией 152-мм пояса шириной 1,22 м и 51-мм папубы со 102-мм скосами, примыкавшими к его верхней кромке
Пояс должен был защищать от 203-мм снарядов на дистанции 10 973 м, а скосы палубы - на 8 230 м. Длину корпуса уменьшили до 167,64 м по сравнению с 182,88 м вариацией "D" и 195,07-м быстроходными проектами.
В варианте "F" пояс усилили ещё на 51 мм. а палубу - на 12 мм за счёт дальнейшего понижения скорости до 27,5 узла.
Несмотря на то, что Генеральный Совет отдавал предпочтение артустановкам ГК без броневого прикрытия, Стокер и его команда на протяжении 1923 года пытались обеспечить им защиту от огня орудий эсминцев, выбрав в качестве эталона американскую 127-мм/51 пушку. Они также хотели дать новым крейсерам ЭУ аналогичную "омаховской" (90 000 л.с), но с её обязательным эшелонным расположением для увеличения живучести. Это считалось особенно важным, так как при ограниченной ширине корпуса обеспечение противоторпедной защиты не представлялось возможным.
Ещё одним важным вопросом при проектировании стало число сплошных палуб. Схема, по крайней мере, с двумя палубами, обеспечивала лучшую защиту: верхняя - задавала высоту надводного борта, в то время как нижняя (броневая) размещалась по верхней кромке бортового пояса. Однако из-за того, что броневая палуба находилась близко к "нейтральной оси" корпуса, она не вносила большого вклада в общую прочность. А это означало, что верхнюю
палубу все равно придётся делать достаточно толстой и массивной, поскольку на неё приходилась основная нагрузка. Схема с одной палубой (когда броневая была одновременно верхней) с точки зрения прочности корпуса выглядела лучше, но требовала более высокого и тяжёлого или очень тонкого пояса.
Генеральный совет счёл скоростные качества крейсеров приоритетными и отдал предпочтение полностью небронированному кораблю со скоростью не менее 34 узла. Поскольку пояс не предусматривался, Стокер выбрал двухпалубный корпус, дававший более высокий надводный борт и, как следствие, лучшую мореходность. Однако более мощная ЭУ требовала больше места, так что вооружение пришлось сдвигать в оконечности, увеличивая продольную нагрузку на корпус и создавая трудности для размещения погребов. Стокер все ещё ожидал, что требования к защите изменятся, и подготовил очередную серию альтернативных проектов. Вариант 1 имел длину 195,07 м, номинальную скорость 35 узлов, вооружение из 12 203-мм орудий и никакой защиты. Варианты 2-5 при длине 182,88 м и вооружении из 8 - 10 203-мм пушек получили разный уровень защиты. Варианты 6-7 предусматривали некоторую подводную защиту в виде толстой продольной переборки, пространство между которой и бортом оставалось пустым. Отсеки же за переборкой предполагалось заполнять нефтью или водой. Всё это требовало большей ширины корпуса и, как следствие, меньшей осадки при выбранной длине 182,88 м. Лишний вес компенсировался за счёт оспабления брони или уменьшения скорости. Проект 8 представлял собой вариант 2 с добавлением защиты башен и подач за счёт некоторого понижения скорости. Максимум, отведённый на броню во всех разработках, не превышал 900 т, что не позволяло обеспечить защиту от собственного 203-мм снаряда. В варианте 2 пояс вместе с подкладкой имел толщину 121 мм, а палуба - 38 мм. Такая вертикальная защита пробивалась с дистанций до 18 288 м, а палуба - уже начиная с 9 144 м, что не оставляло кораблю никакой безопасной зоны. Максимум, что можно было получить, это защиту от 127-мм и 152-мм снарядов.
Артиллерия во всех случаях дополнялась двумя 127-мм/51 орудиями (127-мм/25 пушка, фигурировавшая в проектах 1921 года, к этому времени была отвергнута) для стрельбы осветительными снарядами и 17 37-мм ЗА (корректировать их стрельбу планировалось с использованием трассирующих снарядов), которые разрабатывались в инициативном порядке Colt's Manufacturing Company для армии США.
Бюро энергетики жаловалось на недостаточный внутренний обьём корпуса для размещения ЭУ при его сильно скруглённых обводах ниже ВЛ. Бюро же конструирования и ремонта настаивало на том, что такая форма снизит вес корпуса и потребует меньшей мощности для достижения проектной скорости. Тем не менее, Отдел предварительных проектов перешёл на более полные обводы с меньшей осадкой. Это потребовало уменьшения длины корабля с 195,07 м до 188,98 м, чтобы не увеличивать вес корпуса. В мае 1923 года проектировщики также решили снизить скорость до 34,5 узла.
Примерно в то же время Бюро энергетики согласилось отказаться от своей любимой турбоэлектрической установки в пользу более лёгких паровых турбин. Одно время рассматривалась идея установки внешних булей, но от неё отказались из-за дополнительного веса и усложнения конструкции корпуса.
Эскизный проект полностью небронированного (вариант 1) корабля в ноябре 1923 года был представлен Генеральному совету. Он имел гладкопалубный корпус с эшелонным расположением ЭУ и вооружение из 12 203-мм орудий, двух 127-мм АУ для стрельбы осветительными снарядами и 2x3 533-мм ТА. Дальнейшие уточнения проекта только добавляли в статьи нагрузки дополнительные веса. Перегрузку можно было сократить за счёт применения модифицированной ЭУ "омах" с более производительными котлами, при этом экономилось 400 - 500 т, но скорость падала с 34 до 32,8 - 33 узлов.
- проект небронированного "скаута" "292".
Первоначально Конгресс отказывался утверждать постройку новых "скаутов", особенно с учётом того, что флот США пополнялся десятью кораблями этого класса типа "Омаха". Когда же к концу 1924 года стало очевидно, что другие государства заложили или будут строить новые крейсера, 18 декабря на Капитолийском холме, наконец, одобрили постройку восьми "скаутов". Закладывать их должны были начать до 1 июля 1927 года, правда, сначала деньги выделили только на два из них - СL-24 и СL-25.