40-мм автоматы "Бофорс".
Тяжёлые зенитные автоматы 40-mm/56 "Bofors" использовались почти на каждом крупном военном корабле США и Великобритании в период Второй мировой войны и были очень мощным зенитным средством. 40-мм автоматы "Bofors" выпускались в Швеции до 2006 года и до сих пор используются в разных флотах мира.
История их создания восходит к 1922 году, когда шведские военно-морские силы приобрели некоторое количество двухфунтовых зенитных орудий "Vickers". Но шведские моряки быстро разочаровались в них и обратились к фирме "Bofors" для разработки более достойной замены.
Поначалу компания с неохотой отнеслась к предложению, поскольку шведский флот был мелким заказчиком, но
когда в конце 1928 года ВМС согласились оплачивать разработку прототипа, контракт был подписан. "Bofors" начали проектирование на основе 57-мм (шестифунтовой) полуавтоматической пушки конца 1900-х годов. Она была разработана компанией "Finspong" перед тем, как её поглотил "Bofors". Первая пушка, выставленная "Bofors" на испытания, фактически была версией орудия "Nordenfelt" компании "Finspong" с новыми стволом и механизмом полуавтоматического заряжания. Пушка "Nordenfelt" в своё время тиражировалась разными фирмами, поэтому многие находят в 40-мм зенитке "Bofors" общие черты с зениткой Krupp 1918 года.
Испытания в 1929 году выявили основные проблемы питания пушки при автоматической стрельбе: механизм испытывал чрезмерные нагрузки при быстром перемещении снарядов.
Летом 1930 года шведы разработали новый образец. В нём в результате лёгкого удара происходило выбрасывание стреляной гильзы назад, после чего второй механизм загонял новый снаряд в открывающийся казённик. Нововведение
оказалось удачным, повышенный темп стрельбы вышел на приемлемый уровень, и работа над прототипом активизировалась.
Прототип зенитного автомата был закончен к концу лета 1930 года. Первые выстрелы в автоматическом режиме прозвучали 17 октября 1930 года. Испытания завершились неудачно: автоматика постоянно выходила из строя. Более
или менее регулярная автоматическая стрельба начала получаться только с 10 ноября 1931 года, в середине месяца
автомат уверенно стрелял очередями по 2 - 3 выстрела. Изменения в системе питания позволили увеличить скорострельность, и в конце года пушка уже выдавала темп в 130 выстрелов в минуту.
21 марта 1932 года начались официальные испытания автомата артиллерийским управлением шведского флота. После доработки в 1936 году было развёрнуто серийное производство орудия Bofors Model 1936.
Пушка стреляла 900-граммовыми разрывными снарядами 40 X 311R, скорость которых у дульного среза составляла 850 м/сек. Темп стрельбы достигал 120 выстрелов в минуту и несколько увеличивался при горизонтальном положении ствола (земное притяжение помогало подаче патронов из магазина). На практике же скорострельность не превышала 80 - 100 выстрелов в минуту из-за того, что боеприпасы подавались в казённик из небольших магазинов по четыре снаряда, заменявшихся вручную. Максимальный достигнутый потолок составил 7 200 метров, однако практический доходил лишь до 3 800 метров.
Орудие оснащалось весьма совершенной системой прицеливания. Горизонтальный и вертикальный наводчики пользовались для прицеливания рефлектором, а располагавшийся позади них третий член расчёта работал с электромеханическим вычислительным устройством.
Первый экспортный заказ на пять спаренных зенитных установок "Bofors" L/60 для крейсера "De Ruyter" сделали военно-
морские силы Нидерландов в августе 1934 года. Автоматы были оборудованы уникальной системой стабилизации, известной как "установка Наzemeyer", в которой одна часть предназначалась для орудия, а другая - для стабилизации орудийной платформы.
ВМС США ещё до войны проявляли большой интерес к зенитной системе "Bofors". В начале 1940 года BuOrd приобрело образец спаренного орудия "Bofors" с воздушным охлаждением, который прибыл из Швеции в Нью-Йорк 28 августа
1940 года. В том же месяце на Тринидаде голландский эскортный корабль "Kinsbergen" продемонстрировал 40-мм "Bofors" американским наблюдателям. BuOrd формально закупило лицензию в Швеции в июне 1941 года, хотя мелкосерийное производство зениток началось раньше этого времени.
Все ранние версии орудий "Bofors" имели узлы со скользящими деталями, в которых для торможения и фиксации использовалась сила трения. Однако на военно-морских кораблях скользящие посадки быстро превращались в широкоходовые под действием соли и грязи. Более поздние версии орудий, сделанные в США, использовали в таких узлах гидравлические соединения, что устранило эту проблему.
Американские проектировщики сделали много радикальных изменений в шведском проекте. Например, все, кроме самых ранних американских орудий, были приведены к английским (дюймовым) единицам измерения. Американские источники сообщают, что Chrysler Corporation основательно перепроектировала десять узлов для условий массового производства. В результате экономия составила 3 402 т металла и 1 896 750 человеко-часов за год производства, а также высвободилось 30 станков.
Вначале американцы временно использовали в снарядах штатный английский плавкий предохранитель, однако он не подходил для массового производства. Вскоре его удалось заменить своим предохранителем, разработанным Р.Л. Грауманом из Военно-морской артиллерийской лаборатории. Он был прост по конструкции и идеально подходил для массового производства. Новый плавкий предохранитель, получивший индекс Mark 27, показал надёжность 99,9% при баллистических испытаниях. В ВМС США оценили, что использование Mark 27 сэкономило за годы войны около 250 млн. долларов.
Первый спаренный зенитный 40-мм автомат для ВМС США был выпущен в январе 1942 года и 1 июля 1942 года установлен на эскадренном миноносце "Coghlan" (DD-606, класс "Benson"). Первый счетверённый автомат "Bofors" выпустили в апреле 1942 года и 22 июня 1942 года смонтировали на учебном артиллерийском корабле (бывшем линкоре) "Wyoming" (AG-17) 22 июня 1942 года. До конца войны удалось выпустить приблизительно 39 200 40-мм зенитных орудий "Bofors". Но даже и этого количества не хватало для полного перевооружения всех кораблей до конца 1944 года. К тому времени довоенные 1.1" (28 мм) орудия были почти полностью заменены автоматами "Bofors".
В конце Второй мировой войны в ВМС США начали заменять 20-мм автоматы "Oerlikon" на 40-мм орудия "Bofors", поскольку малокалиберные орудия оказались неэффективными против японских камикадзе. На вспомогательных и немодернизированных судах 40-мм автоматы "Bofors" оставались на вооружении до 1970-х годов.
Внедрение в системах управления огнём директора Mark 51 существенно повысило точность стрельбы американских зенитных автоматов. Например, половина всех японских самолётов, сбитых в период с 1 октября 1944 года по 1 февраля 1945 года, была записана на счёт взаимодействующих зенитных орудий "Bofors" и директоров Mark 51.
Орудия ВМС США Bofors Mark 1 и Mark 2 с водяным охлаждением ствола использовались для спаренных и счетверённых зенитных установок, при этом Mark 1 было левым орудием, a Mark 2 - правым. За исключением ствола в сборе, остальные детали этих орудий были зеркально симметричными и невзаимозаменяемыми. Эти орудия могли вести огонь в одиночном или автоматическом режиме, в зависимости от положения переключателя, находившегося в затворе со стороны загрузки снарядов.
- cпаренная 40-мм установка "Бофорс" эсминца USS "Sullivans" (DD-537) и счетверенная установка "Бофорс" с остатками сбитого японского самолета на стволах.