Боевые действия на Тихом океане
(Осень 1942 года)
На Тихом океане союзники начали свою первую наступательную операцию по захвату части Соломоновых островов. В ответ японцы начали стягивать туда мощные силы своего флота и авиации. Пришлось и американцам ускорить отправку подкреплений из Атлантики. Приказ перейти на Тихий океан получили новые линкоры "Вашингтон", "Саут Дакота", крейсер ПВО "Джуно" ("Juneau"). 23 августа "Вашингтон" под эскортом трех эсминцев покинул Нью-Йорк, 25 августа оставил за кормой последний шлюз Панамского канала и 14 сентября прибыл на якорную стоянку Нукуалофа, атолл Тонгатабу.
- USS "Washington" 21 августа 1942 года.
Тут же командующий 6-й дивизией линкоров контр-адмирал Уиллис Ли-младший перенес свой флаг на самый мощный корабль и принял командование над Оперативной Группой 12.2 (TG12.2), а на следующий день вывел свои корабли в море на рандеву с 17-м Оперативным Соединением авианосца "Хорнет". Затем курс был проложен к Нумеа, остров Новая Каледония, чтобы поддержать войска, высадившиеся на острове Гуадалканал. До декабря "Вашингтон" со своей группой, базируясь на Нумеа или Эспириту-Санто (острова Новые Гебриды), прикрывал корабли и транспорты в районе Соломоновых островов от возможного нападения со стороны мощных надводных сил японского флота.
Во время боя у мыса Эсперанс в ночь на 12 октября линкор маневрировал в 50 милях к востоку от острова
Малаита, но крейсера контр-адмирала Скотта сумели обойтись без помощи "старшего брата". Эти воды были очень опасными для крупных кораблей не только в навигационном отношении, но и из-за японских подлодок. Тяжелый крейсер "Честер", входивший в оперативную группу "Вашингтона", 20 октября на переходе между островами Эспириту-Санто и Сан-Кристобаль получил торпеду с подлодки "I-176" и был вынужден уйти на длительный ремонт. Но само присутствие линкора часто срывало планы японцев. Например, только одно известие, что "Вашингтон" с тремя крейсерами и группой эсминцев находится у острова Саво заставило отменить запланированный на ночь 25-26 октября подвоз подкреплений на Гуадалканал. На самом деле "Вашингтон" со своим соединением был совсем в другом месте, не сумев даже принять участие в ожесточенном авианосном сражении у островов Санта-Крус 26 октября, когда погиб "Хорнет". Сам линкор счастливо избежал неприятностей утром 27 октября, когда подлодка "I-15", двумя месяцами ранее уже торпедировавшая "Норт Кэролайн", дала по флагману адмирала Ли торпедный залп. Идущая в линкор торпеда была замечена наблюдателями, которые подали предупредительный сигнал во все отсеки под ватерлинией. Но, не дойдя всего двух кабельтовых до борта, торпеда взорвалась. Этот случай окончательно убедил адмирала Холси в том, что линкоры нельзя подолгу держать в море. Соединение Ли было разделено: часть кораблей ушла в Нумеа, часть - на Новые Гебриды.
11 ноября 16-е Оперативное Соединение (флаг контр-адмирала Кинкейда на авианосце "Энтерпрайз"), в состав которого включили и "Вашингтон" (командир - Глен Б. Дэвис) вышло из бухты Дамбеа в Нумеа и направилось к Гуадалканалу. Но 13 ноября из линкоров "Вашингтон", "Саут Дакота" и 4 эсминцев было образовано 64-е Оперативное Соединение (флаг контр-адмирала Ли на "Вашингтоне"), которое отделилось для атаки группы японских транспортов, по данным разведки направлявшихся к Соломоновым островам, и прикрытия отхода американских кораблей, поврежденных в жестокой ночной битве, с высадкой подкреплений с четырех уцелевших транспортов Танаки, которые под конвоем эсминцев также приближались к острову Саво.
Бой у острова Саво.
Первым в 22.10 почувствовал недоброе "Сендай", доложивший о "двух вражеских крейсерах и четырех эсминцах" к северу от Саво, направляющихся в пролив. Для разведки к югу от Саво Хасимото выделил эсминцы "Аянами" и "Уранами" ("Ayanami", "Uranami"), которые должны были обойти остров с запада, тогда как сам с "Сендай" и "Сикинами" ("Shikinami") стал осторожно преследовать пока ничего не подозревавшего противника.
После получения сообщения от "Сендай" Кондо огласил приказ на атаку. Он разделил группу Кимуры на две части: "Нагара" и 4 эсминца выдвинулись вперед, а 2 эсминца остались с главными силами. Крейсеру с 4 эсминцами было приказано на полной скорости следовать за парой эсминцев Хасимото к югу от Саво. Ставка в который раз делалась на превосходство японцев в ночных торпедных атаках. Затем Кондо планировал добить противника артиллерией.
В 22.52 луна скрылась за горами мыса Эсперанс. Ли, не имея возможности следовать прежним курсом, приказал повернуть вправо - строго на запад, чтобы завершить обход Саво по часовой стрелке. Как только "Вашингтон" оказался на новом курсе, его радар наконец-то обнаружил цель в 9 милях к северо-западу. Оператор следил за крейсером "Сендай" - а это был он - до 23.12, когда цель была замечена через перископы директора главного калибра.
Со второго линкора также обнаружили противника, но головные эсминцы еще ничего не видели. В 23.16 Ли приказал кэптену Дэвису открыть огонь, и спустя минуту первые 16-дюймовые снаряды понеслись в сторону флагмана Хасимото.
Крейсер спешно, скорее повинуясь инстинкту, поставил дымовую завесу, бесполезную против радара, и повернул на север, сопровождаемый эсминцем. Залпы крупных снарядов преследовали его даже после того, как он вышел за пределы действия американских артиллерийских радаров.
К счастью, стрельба по "Сендай" не отвлекла наблюдателей на эсминцах от других секторов. Головной "Уолк" заметил крадущиеся вдоль южного берега Саво "Аянами" и "Уранами", которые уже вышли на дистанцию торпедного залпа, и в 23.22 дал залп из своих пятидюймовок. К нему быстро присоединились "Бенхэм" и "Престон". "Гуин", занятый тем, что стрелял осветительными снарядами в ту сторону, куда клали свои залпы линкоры, в 23.26 развернул свою оптику и орудия в сторону новой цели. Как раз вовремя, чтобы обнаружить крейсер и 4 эсминца Кимуры и вступить с ними в артиллерийскую дуэль. Японцы не замедлили воспользоваться своим преимуществом в торпедах: в 23.30 свои аппараты разрядили "Аянами" и "Уранами", а спустя 5 минут - корабли Кимуры. К этому времени "Уолк" уже был прилично отделан снарядами и стал уваливаться влево, в попытке атаковать торпедами. Следующий в 300 ярдах за ним "Бенхэм" продолжал вести огонь по противнику, периодически исчезающему на фоне острова Саво, но про свои торпеды совершенно забыл. "Престон", хоть и добился попадания в "Нагару", также сильно пострадал: на нем разрушило оба котельных отделения и все надстройки от середины корпуса в корму. Из-за сильных внутренних пожаров в 23.36 командир приказал оставить корабль. На "Гуине" снаряд взорвался в турбинном отделении, другой рванул на шканцах - от сотрясения ослабли стопора в торпедных аппаратах, и все торпеды вывалились из труб. В 23.38 цели достигли японские торпеды. "Уолку" оторвало носовую часть вплоть до носовой надстройки, "Бенхэму" - по носовые орудия.
Пока эсминцы отвлекли на себя основное внимание японцев, линкоры никак не могли разобраться с отметками на экранах своих радаров, изредка стреляя из 127-мм батарей по кораблям, тени которых мелькали на фоне острова Саво. Тем более, что драчливый "Сендай", как только по нему перестали стрелять, снова кинулся в свалку боя.
А в 23.33 на "Саут Дакоте" вообще из-за аварии электросети вышли из строя радары SG и SC. Вера в них была настолько велика, что экипаж оказался близок к панике, как слепой на магистрали с оживленным движением. Вообще подготовка американских артиллеристов оказалась не на высоте, а в условиях скоротечных контактов с разных пеленгов они вообще растерялись. Многие из них после боя считали, что их целями были береговые батареи на Саво.
К 23.35 все американские эсминцы оказались вне игры, так и не успев выпустить ни единой торпеды, один линкор "ослеп", а "Вашингтон" никак не мог обойти горевшие и медленно ползущие впереди эсминцы и разобраться с отметками на экранах радаров. У японцев серьезно пострадал только "Аянами", экипажу которого пришлось перейти
на "Уранами". Первый раунд боя закончился. Адмирал Ли приказал слегка изменить курс, чтобы обойти горящие эсминцы с юга. "Саут Дакота" попытался последовать за флагманом, но ему пришлось повернуть не влево, а вправо, чтобы не врезаться в "Бенхэм". Из-за этого линкор четко обозначил японцам свой силуэт на фоне горящих "Престона" и "Уолка". Зато в 23.36 на нем сумели восстановить подачу энергии к гирокомпасам, радарам, орудиям и подъемникам боезапаса. На радостях артиллеристы сделали несколько залпов по находившемуся за кормой крейсеру "Сендай", тут же подпалив дульными газами находившийся на кормовой катапульте самолет. К счастью следующий залп снес самолет в воду, и демаскирующий пожар был потушен. Впоследствии Ли критиковали за то, что его линкоры шли в бой с самолетами на катапультах. Адмирал собирался перед боем отослать их на Тулаги, но затем отменил свое решение, опасаясь, что с этой базы они не смогут действовать.
"Уолк" уходил носом под воду и в 23.42 на нем стали взрываться глубинные бомбы, убивая всех, кто успел спрыгнуть в воду. То же произошло и с перевернувшимся "Престоном": его бомбы несколько раз сильно встряхнули "Гуин", продолжавший вести огонь по противнику. Видя гибнувшие эсминцы, экипаж "Вашингтона" стал сбрасывать в воду спасательные плотики. В 23.48 Ли, поняв, что от эсминцев толку уже не будет, приказал уцелевшим уходить на юг.
Сам же флагман довернул на север, приказывая "Саут Дакоте" стать в кильватер. Но тот окончательно потерялся, неожиданно для себя сближаясь с кораблями Кимуры. (После боя из-за аварии и полученных повреждений время в журнале "Саут Дакоты" оказалось отличным от флагманского на 10 минут). Кимура в 23.55 предупредил Кондо о присутствии линкора и приказал своим кораблям выпустить торпеды. То, что ни одна из 34 "рыб" не попала в американский линкор, было просто чудом.
Адмирал Кондо, до этого ходивший взад и вперед к западу от Саво, решил подключиться к битве, повернув на юго-восток. Его строй был следующий: эсминцы "Асагумо" ("Asagumo") и "Терудзуки" ("Teruzuki"), за ними "Атаго", "Такао" и "Кирисима". "Саут Дакота" в одиночку двигался прямо на противника, все еще не наладив работу своих радаров. Его заметили головные эсминцы Кондо. С дистанции всего 25 кабельтовых японцы осветили его прожекторами и засыпали снарядами всех калибров. К счастью для американцев, все торпеды снова прошли мимо. "Саут Дакота" отвечал, метя по прожекторам.
Тем временем операторы радара на "Вашингтоне" заметили четкую крупную цель. Ли не спешил открыть огонь, опасаясь попасть в незадачливого собрата. Но его сомнения рассеяли сами японцы, осветив "Саут Дакоту". Ровно в полночь флагман Ли открыл огонь главным калибром по самой "жирной" цели с дистанции всего 42 кабельтова.
- японский линкор "Кирисима" - главный противник "Вашингтона" в бою у о. Саво ночью 13-14 ноября 1942 года.
Огонь 127-мм орудий разделили между кораблем, освещавшим "Саут Дакоту", и японским линкором. Одна пятидюймовка выстрелила осветительным снарядом, чтобы получше разглядеть, кто там попался в прицел. Увлеченные "Саут Дакотой" японцы так и не смогли обнаружить "Вашингтон", который безнаказанно вколачивал снаряд за снарядом в "Кирисиму". За семь минут в японский корабль попало 9 из 75 выпущенных 406-мм снарядов и не менее 40 127-мм. На нем начались сильные пожары, вышло из строя рулевое управление. Пылающий "Кирисима", на котором то и дело раздавались взрывы, был ночью оставлен экипажем и затонул в 0З.20 к северо-западу от острова Саво. Американские линкоры добились, по их данным, еще нескольких попаданий в "Атаго", но "Саут Дакота" получил в ответ несколько десятков снарядов в надстройки. Он совершенно потерял флагмана, связь и радары на нем не действовали, одна башня не могла вращаться, во многих местах вспыхнули пожары. Командир линкора кэптен Гэтч решил, что бой продолжать опасно и приказал лечь на курс отхода 235°. "Вашингтону" на северном курсе (340°) пришлось отгонять японские корабли от поврежденного собрата. Последние, не выдержав огня его тяжелых орудий, под прикрытием дымзавесы отошли на NNE. Ли с удовлетворением следил за поведением японцев. Надеясь, что теперь их транспорты выбились из графика и утром попадут под удар авиации с Гуадалканала и что "Саут Дакота" в безопасности, он в 00.33 приказал начать отход. С китайской хитростью он проложил курс как можно дальше на запад, всего в 20 кабельтовых от одного из островов Рассела, чтобы отвлечь японские эсминцы от своих поврежденных кораблей. И он оказался не так уж неправ, поскольку в 00.39 эсминцы из охранения конвоя и отряда Кимуры выпустили по нему торпеды. Некоторые из них взорвались в кильватерной струе, от других, благодаря бдительности наблюдателей и мастерству командира кэптена Дэвиса, удалось уклониться. Затем линкор увеличил скорость до 26 узлов, чтобы "сбросить с хвоста" прилипчивые эсминцы, и растворился в темноте безлунной ночи.
- схема ночного боя у о. Саво 13-14 ноября 1942 года.
Пока "Вашингтон" изображал из себя соединение однокорабельного состава, поврежденные "Бенхэм", "Гуин" и "Саут Дакота" ковыляли к точке заранее назначенного рандеву. Повреждения "Бенхэма" оказались настолько серьезными, что его в 17.24 пришлось добить. Сняв с него экипаж, "Гуин" пришел на Эспириту-Санто без дальнейших приключений.
В 9 утра 15 ноября "Вашингтон" соединился с "Саут Дакотой" и оба корабля взяли курс на Нумеа, остров Новая Каледония. Сам "Вашингтон", практически в одиночку выигравший битву для США, вышел из боя без потерь и повреждений, израсходовав 117 406-мм и 552 127-мм снаряда.
- линкор "Вашингтон" в действии ночью с 13 на 14 ноября 1942 года, второе фото - линкор 15 ноября 1942 года на якорной стоянке в Нумеа и фото адмирала Уиллис Ли на адмиральском мостике "Вашингтона".
На "Саут Дакоте" оказалось 39 убитых и 60 раненных и ему пришлось уйти на ремонт в Штаты.