Океанские канонерские лодки "Эри" и "Чарльстон"

Самые большие канонерки в мире

Модератор: Doctor Web

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#1 Океанские канонерские лодки "Эри" и "Чарльстон"

Сообщение Scharnhorst » 05 дек 2017, 17:30

Разработка и заказ на постройку


История появления этих кораблей весьма необычна и запутанна. Отправной точкой в их судьбе можно считать Лондонскую конференцию по ограничению морских вооружений. Итоговый документ, подписанный всеми ведущими морскими державами мира и ратифицированный Конгрессом США 21 июля 1930 года, позволял строить в любом количестве корабли стандартным водоизмещением менее 2 000 т, со скоростью хода не выше 20 узлов и вооруженные артиллерией калибром до 155 мм. При существовавших в то время качественных и количественных ограничениях на состав крейсерских сил это давало возможность строить довольно мощные корабли — пусть не для службы в первой линии, но вполне подходящие для решения многочисленных второстепенных задач.
В межвоенный период интересы США в Карибском бассейне зачастую требовали вооруженного вмешательства. Исходя из этого, в январе 1931 года начальник морских операций адмирал Уильям В. Пратт в неформальном порядке запросил Отдел предварительного проектирования (Preliminary Design) относительно проекта универсального корабля для службы в водах Центральной Америки и Юго-Восточной Азии.
Помимо обычной службы стационера и демонстрации флага, он должен был решать широкий круг задач — от артиллерийской поддержки морской пехоты при десантных операциях до защиты конвоев от надводных рейдеров и подводных лодок в военное время.
Спроектированный корабль отличался гладкопалубным корпусом с заметной седловатостью, вооружением из четырех 152-мм орудий в двух башнях и дизельной энергетической установкой, обеспечивающей дальность плавания до 15 тысяч миль 10-узловым ходом при полном запасе соляра 450 т. Защита силовой установки обеспечивалась 63-мм поясом и 25-мм палубой, погреба имели 51-мм вертикальное и 32-мм горизонтальное бронирование.
Характеристики американской канонерки заметно выделялись в ряду кораблей аналогичного назначения, строившихся в других странах. Французские колониальные авизо (тип "Бугенвилль") при близком водоизмещении вооружались тремя 138-мм орудиями, несли гидросамолет и обладали скоростью 17,5 узлов. Британский флот пополнялся сериями гораздо меньших по размерам шлюпов — чисто эскортных кораблей, со слабой артиллерией, но приспособленных для траления и борьбы с подводными лодками. Правда, существовали слухи о разработке англичанами проекта 2 300-тонного шлюпа с дизельной силовой установкой, 16-узловой скоростью и дальностью плавания 10 000 миль, оснащенного булями для защиты от торпед, вооруженного четырьмя 152-мм орудиями и несущего катапульту с самолетом. Подобные идеи действительно муссировались в британской прессе, но нет никаких достоверных сведений о том, что постройка такого корабля обсуждалась на официальном уровне...
Подготовленный Отделом предварительного проектирования проект вызвал живой интерес у председателя Генерального Совета флота адмирала Марка Бристола. В конце августа — начале сентября 1931 года он предложил рассмотреть в качестве главного калибра перспективные 127-мм/40 орудия, разработка которых велась в то время (будущие знаменитые 127-мм/38 Мк. 12). Главным доводом была их большая, чем у
152-мм орудий, скорострельность. Было рассмотрено два варианта — с четырьмя одноствольными или двумя спаренными установками. Одинарные обеспечивали большую огневую производительность (спаренная башня из двух стволов выпускала лишь в 1,5 раза больше снарядов, чем одно орудие), но не обладали действенной защитой.
Однако расположение четырех установок в диаметральной плоскости оставляло слишком мало свободного пространства. Принимая это во внимание, адмирал Бристол выдвинул предложение о необычном расположении ходовой рубки — впереди и ниже носовой артиллерийской установки. Доводы проектировщиков, что там она будет подвергаться пагубному воздействию орудийных выстрелов и водяных брызг,
не возымели действия, и лишь настойчивые протесты остальных членов Совета заставили отказаться от не слишком удачной идеи.
В мае 1932 года оба эскизных проекта — с двумя спаренными 152-мм и четырьмя одинарными 127-мм орудиями — были представлены на рассмотрение Генерального Совета как варианты "А" и "В". В качестве силовой установки в обоих предусматривались дизели. Отдел предварительного проектирования, по собственной инициативе, рекомендовал рассмотреть вопрос об авиационном вооружении. Коммандер А.Дж. Чантри заявил, что "канонерская лодка, предназначенная для вод Центральной Америки, в обязательном порядке должна нести несколько самолетов для наблюдения, подавления беспорядков на берегу и т.д.". Бюро морской авиации (BuAer) поддержало его предложение о размещении на канонерке катапульты и двух-трех легких самолетов со складными крыльями. Адмирал Пратт также настаивал на наличии авиационного вооружения, даже ценой некоторого сокращения артиллерии. Шефу морских операций приходилось учитывать то обстоятельство, что Азиатский флот в 1932 году лишился плавбаз гидроавиации вместе с их самолетами и остался только с бортовыми разведчиками крейсеров, число которых было ограничено.
Новые корабли позволяли усилить авиационный потенциал флота. При необходимости, катапульту и самолет можно было снять, а освободившуюся кормовую палубу использовать для размещения мин или глубинных бомб.
На очередном заседании Генерального Совета в июне 1932 года начальник Учебного командования (Fleet Training) кэптен Ральф Ингерсолл озвучил ряд задач, которые могли решаться новыми кораблями непосредственно в составе флота. Они могли:
- нести противолодочное и противоминоносное охранение главных сил (последнее становилось особенно актуальным в свете ограниченного числа легких крейсеров и малой пригодности для этой роли тяжелых крейсеров);
- использоваться в качестве быстроходных тральщиков;
- служить флагманскими кораблями соединений эскадренных подводных лодок;
- обеспечивать ПВО тихоходных авианосцев, таких как "Лэнгли";
- поддерживать атаки собственных эскадренных миноносцев;
- совершать нападения на неприятельские коммуникации и обеспечивать защиту собственных;
- поддерживать амфибийные операции, возможно, с заменой части орудий на гаубицы.
Адмирал Пратт охарактеризовал такой корабль как "крайне необходимый" и высказал мнение, что на два следующих года он станет единственным типом, строительство которого будет одобрено Конгрессом в свете продолжающегося финансового кризиса и пацифистских настроений законодателей.
Кстати, последним обстоятельством был вызван вопрос о классификации будущих единиц: адмиралы решали, назвать ли их шлюпами, как в иностранных флотах, или канонерскими лодками — ведь шлюпы относились к эскортным кораблям, классу чисто "оборонительному", тогда как канонерки в традиционной классификации шли сразу за линкорами и крейсерами. В конечном итоге традиции взяли верх, и классу шлюпов так и не суждено было возродиться в американском флоте.
Очевидное желание переложить на канонерские лодки часть функций крейсеров вызвало бурную дискуссию о составе их вооружения. Шестидюймовые орудия выбирались подстать вражеским вспомогательным крейсерам — "коммерческим рейдерам", как их было принято называть. Бюро аэронавтики указывало, что в военное время приоритетной станет потребность в специализированных кораблях ПВО для прикрытия тихоходных соединений, а для них в качестве вооружения более подходят 127-мм орудия. Словно предвидя будущее, в качестве примера приводилась необходимость защиты гавани Пёрл-Харбора от возможного налета неприятельских авианосцев. Сам адмирал Пратт считал более важным обеспечение эффективного поражения морских целей, тем более, что тяжелые бомбардировщики, для защиты от которых в основном и предназначались крупнокалиберные зенитки, как тогда надеялись, будут запрещены международными соглашениями. Разумные аргументы относительно того, что 127-мм орудия более эффективны при стрельбе по быстро перемещающейся цели, какой являются эсминцы, и что обеспечить эффективное управление огнем шестидюймовок на максимальных дистанциях практически невозможно, не были приняты во внимание, и в конечном итоге победу одержали сторонники максимально разрешенного калибра.
Изображение - эскизный проект канонерских лодок вариантов "А" и "В".
Итогом обсуждений стали два следующих варианта эскизного проекта. Вариант "С", предложенный коммандером Чантри, имел катапульту с ангаром и нес вооружение из четырех 152-мм орудий (одноорудийная и спаренная установки в носу, одноорудийная в корме). Вариант "D", датированный 22 июня, в общих чертах повторял "С", сохраняя катапульту и ангар, но спаренная башенная установка заменялась двумя одинарными. От дизельной силовой установки и в том, и в другом проектах отказались в пользу общепринятой паротурбинной. Снижение дальности плавания на 20 — 30 % сочли допустимой платой за несомненно более высокую надежность. Кроме того, в обоих вариантах отсутствовала достойная упоминания защита.
Между тем, Отдел предварительного проектирования в июле—августе 1932 года вел работы над собственными вариантами, как безбронным, так и хорошо защищенным. Компромиссный вариант "Е", основанный на предложении Генерального Совета, катапульты не предусматривал — вместо нее остался лишь кран для подъема гидросамолета с воды, вооружение состояло из четырех одноорудийных 152-мм установок, расположенных парами в носу и корме по линейно-возвышенной схеме. Бронированный вариант "F", представленный на рассмотрение 28 июля, предусматривал вооружение из двух спаренных 152-мм установок и защиту в виде 76-мм пояса, 25-мм палубы, 25-мм башен и 51-мм барбетов. Заплатить за это пришлось ухудшением условий обитаемости и отказом от авиационного вооружения.
Пытаясь найти "золотую середину", Генеральный Совет выбрал для дальнейших проработок вариант "Е", потркбовав обеспечить ему защиту в виде 25-мм бронепалубы, боевой рубки и противоосколочных щитов орудий. Тем не менее, это привело к увеличению водоизмещения, поэтому, чтобы уложиться в договорные рамки, в новом варианте "G" (представлен 7 сентября 1932 года) длину пришлось уменьшить с 99,36 до 91,44 м. Хотя в сентябре в фавориты неожиданно выбился новый безбронный вариант "Н", в ноябре 1932 года Совет окончательно остановил свой выбор на варианте "G", внеся ряд небольших изменений — в частности, в него опять вернулся самолет...
Изображение - проекты вариантов "C", "D", "E", "F" и "G".
Утвержденный проект в целом соответствовал идее Пратта об универсальном корабле. Адмирал ошибся лишь насчет массового строительства "канонерок для Центральной Америки". Только после принятия 16 июня 1933 года администрацией президента Рузвельта "Акта о возрождении национальной промышленности" и утверждения Чрезвычайной кораблестроительной программы 1933 года были выделены средства на постройку двух единиц.
Спустя три дня Секретарь флота подписал контракт на строительство РG-50 и РG-51, получивших названия "Эри" и "Чарльстон". 1 ноября 1933 года в качестве строителей были выбраны казенные верфи в Нью-Йорке и Чарльстоне (штат Южная Каролина), но закладка кораблей состоялась только в конце следующего года.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#2 Океанские канонерские лодки "Эри" и "Чарльстон"

Сообщение Scharnhorst » 06 дек 2017, 15:11

Описание конструкции


Корпус и силуэт


При проектировании корпуса перед американскими конструкторами стояла весьма непростая задача. Поскольку канонерские лодки обладали умеренным отношением "скорость/длина", составлявшим порядка 1,2 (скорость в узлах, отнесенная к квадратному корню из длины по ватерлинии в футах), то основные потери скорости приходились на сопротивление трения. Следовательно, от проектировщиков требовалось максимально снизить площадь смачиваемой поверхности, сохранив при этом на приемлемом уровне мореходные и маневренные качества кораблей.
В итоге корпус канонерок типа "Эри" имел достаточно необычную форму. Его подводная часть в оконечностях была сильно заужена, но при этом мидель-шпангоут оставался довольно полным (коэффициент полноты 0,878). Надводный борт в носу переходил в удлиненный и приподнятый клиперский форштевень с поистине огромным развалом шпангоутов (для снижения воздействия волн и брызг на носовое 152-мм орудие).
Кормовая оконечность характеризовалась срезанным дейдвудом, чтобы улучшить маневренность, двойным изломом ахтерштевня и протяженным кормовым свесом для удобства постановки мин и размещения противолодочного вооружения. Коэффициент общей полноты составлял 0,501 — величина, свойственная крейсерам и необычно малая для кораблей данного класса. Канонерки обладали значительной седловатостью: высота борта на форштевне, миделе и ахтерштевне составляла 5,7, 3,2 и 4 м соответственно.
Изображение - кормовая оконечность USS "Erie" (PG-50).
Корпус набирался по продольной системе — кстати, это был один из первых случаев в американской практике. Канонерки имели две сплошных палубы — главную (верхнюю) и вторую, плюс платформу, но последняя даже в оконечностях не была единой, а располагалась на нескольких уровнях. Второе дно отсутствовало, что компенсировалось развитым делением на отсеки, хотя из водонепроницаемых переборок лишь девять простирались от киля до верхней палубы. Непотопляемость обеспечивалась при затоплении двух любых отсеков. На уровне второй палубы во всех переборках имелись двери. С одной стороны, это обеспечивало проход по всему кораблю без выхода на верхнюю палубу, что ценилось моряками при службе в холодных северных широтах, но с другой — могло иметь негативные последствия при получении повреждений, когда двери не всегда успевали своевременно задраивать или же они теряли герметичность, что имело место на "Эри" при ее торпедировании.
Силуэт "Эри" и "Чарльстона" формировался двумя надстройками, связанными между собой навесной платформой для самолета, единственной дымовой трубой с характерным козырьком в ее верхней трети, треногой фок-мачтой и короткой грот-мачтой. Концевые орудия главного калибра устанавливались на возвышенных круговых банкетах, чтобы уменьшить их заливаемость.
В целом внешний облик канонерок отличался элегантностью - они даже чем-то походили на фешенебельные яхты, что можно признать положительным качеством для корабля, одной из функций которого являлась демонстрация флага.
Изображение - канонерская лодка USS "Erie" (PG-50) - внешний вид, 1938 год

Остойчивость


Стандартное водоизмещение канонерок по проекту должно было составлять 2 000 т, нормальное — 2 339 т. Однако в ходе постройки выявилась значительная строительная перегрузка — для "Чарльстона" она составила более 160 т. Самым неприятным было то обстоятельство, что основная часть перегрузки приходилась на "верхний" вес. Как следствие, корабли приобрели свой самый существенный недостаток — невысокую остойчивость. При замерах того же "Чарльстона" в октябре 1941 года метацентрическая высота составила 0,76 м при нормальном водоизмещении и 0,82 м — при полном. Восстанавливающий момент достигал максимума при крене 37,5° и исчезал при углах крена более 67°.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#3 Океанские канонерские лодки "Эри" и "Чарльстон"

Сообщение Scharnhorst » 07 дек 2017, 18:12

Бронирование


Несмотря на скромные размеры, новые канонерки удалось неплохо забронировать. Пояс по ватерлинии высотой 1,3 м и толщиной 88 мм прикрывал три отсека, занимаемых энергетической установкой, начинаясь от 67-го шпангоута и заканчиваясь на 99-м. Пояс замыкался траверсами, толщина которых в доступных американских источниках не приводится. Погреба боезапаса обладали локальной защитой в виде внутренних бронированных переборок толщиной 73 мм в носу и 51—76 мм в корме. Броневая палуба имела толщину 31,75 мм над машинно-котельными отделениями и 25,4 мм над погребами, причем в последнем случае она опускалась на уровень платформы. Боевая рубка выполнялась в виде правильного цилиндра со 102-мм стенками и 32-мм крышей. Снаружи ее окружал закрытый ходовой мостик.
Вся броня изготавливалась из стали повышенного сопротивления (SТS). В целом на броневую защиту приходилось 207,6 т (без учета брони палуб, которые у американцев традиционно включались в вес корпуса), что для кораблей столь умеренных размеров можно признать весьма неплохим результатом, особенно, если учесть, что все предыдущие американские канонерские лодки брони не несли вообще!
Изображение - распределение весовых нагрузок канонерских лодок.

P.S. К сожалению, схемы бронирования в открытом доступе нет нигде.... :(
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#4 Океанские канонерские лодки "Эри" и "Чарльстон"

Сообщение Scharnhorst » 08 дек 2017, 19:35

Главная энергетическая установка


Главная энергетическая установка канонерских лодок типа "Эри" была двухвальной и состояла из двух турбозубчатых агрегатов системы Парсонса с одноступенчатым редуктором, пар для которых вырабатывали два водотрубных котла "Бэбкок энд Уилкокс" (рабочее давление пара 23,2 кг/см2, температура — 272°С). Схема размещения ГЭУ — линейная. Котельное отделение занимало отсек между шпангоутами 67 и 78, далее в корму до 92-го шпангоута размещалось машинное отделение, еще дальше, до шпангоута 99, — отделение вспомогательных механизмов.
Изображение - один из котлов канлодки "Эри".
В движение корабли приводились двумя четырехлопастными винтами, впоследствии замененными на трехлопастные, с небольшой площадью лопастей. Особенностью проекта было наличие двух кронштейнов гребных валов.
Проектная мощность 6 200 л.с. должна была обеспечивать кораблям 20-узловой ход. На испытаниях "Чарльстон" развил 20,4 узла при водоизмещении 2 281 т, хотя мощность не достигла проектной и ограничилась величиной 5 940 л.с.
По проекту канонерки имели нормальный запас топлива 314 т, наибольший — 489 т (реальный был заметно меньше). Топливные цистерны располагались в оконечностях под палубой платформы. Дальность плавания составляла 8 000 миль экономическим 12-узловым ходом.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#5 Океанские канонерские лодки "Эри" и "Чарльстон"

Сообщение Scharnhorst » 13 дек 2017, 14:08

Электрооборудование


Для выработки электроэнергии служили два турбогенератора переменного тока мощностью по 225 кВт. Корабли оборудовались двумя прожекторами: диаметром 24 дюйма (61 см) на площадке треногой фок-мачты и 36-дюймовым (91 см) на специальной возвышенной структуре на кормовой надстройке, в которой, кстати, находилась специальная выгородка для кинопроектора. Оба прожектора имели дистанционное управление для использования в ночном бою. Канонерки оснащались мощными радиостанциями, позволявшими поддерживать прямую связь с Вашингтоном из отдаленных точек.

Шлюпки и катера


Штатный набор корабельных плавсредств состоял из 35-футового моторного катера, стоявшего на навесной платформе по правому борту, двух 26-футовых моторных вельботов, крепившихся на шлюпбалках у носовой надстройки, двух 30-футовых моторных десантных баркасов, располагавшихся под навесной платформой, одного 10-футового ялика и двух 25-местных спасательных плотов. Еще один 36-футовый десантный баркас мог приниматься вместо самолета, что делалось довольно часто.
Изображение - канонерка "Эри" в море, 1940 год. Хорошо видны плавсредства корабля.
Для работы со шлюпками и самолетом предназначались две стрелы длиной около 11,2 м, закрепленные на кормовой надстройке. К концу войны на "Чарльстоне" сохранились только вельботы, к которым добавилось большое число спасательных плотиков.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#6 Океанские канонерские лодки "Эри" и "Чарльстон"

Сообщение Scharnhorst » 18 дек 2017, 14:30

Противопожарная и осушительная системы


Противопожарная и осушительная системы обслуживались четырьмя насосами — двумя паровыми, производительностью 120 галлонов (454 л) в минуту, и двумя электрическими на 100 галлонов (378,5 л) в минуту. В дополнение к ним, имелось четыре ручных помпы.
После гибели "Эри" водоотливные средства на "Чарльстоне" были существенно улучшены за счет установки двух дополнительных насосов производительностью по 400 галлонов в минуту и четырех ручных помп, таким образом их суммарная производительность увеличилась более чем втрое.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#7 Океанские канонерские лодки "Эри" и "Чарльстон"

Сообщение Scharnhorst » 28 дек 2017, 19:43

Вооружение
и системы управления огнем


Артиллерия главного калибра


Артиллерия главного калибра канонерских лодок типа "Эри" была уникальной. Специально для них разработали 152-мм орудие Мк.17 с длиной ствола 47 калибров. В целом оно было подобно орудию предыдущей модели Мк.16, являвшейся основой вооружения легких крейсеров типов "Бруклин" и "Кливленд", но отличалось использованием раздельного заряжания. Хромированный ствол имел моноблочную конструкцию с полуавтоматическим горизонтально-скользящим затвором, обеспечивавшим скорострельность 5—8 выстр./мин. Вес орудия составлял 5 320 кг, длина с затвором — 7 341 мм, длина ствола — 7 169 мм, объем зарядной каморы — 24,22 дм3.
Использовалось три типа боеприпасов: бронебойный (АРС), фугасный (НЕ) и фугасный с повышенным содержанием взрывчатки (НС). Первые два
оснащались взрывателями с замедлением, НС — взрывателем мгновенного действия. Вес всех снарядов был одинаковым — 47,6 кг. Метательный заряд весом 15,65 кг помещался в шелковый картуз. Начальная скорость снаряда составляла от 762 (АРС) до 853 (НС) м/с, живучесть ствола — порядка 750—1 050 выстрелов.
Артиллерийская установка имела тоже обозначение Мк.17, что и орудие. Она стала последней одноорудийной установкой такого калибра в американском флоте. Ее необычность заключалась в наличии силового привода вертикального и горизонтального наведения, обеспечивавшегося мотором мощностью 3,5 л.с. Ось орудийных цапф находилась на высоте 1 321 мм от палубы. Вертикальная наводка могла осуществляться в диапазоне углов -10...+20°, что обеспечивало дальность стрельбы до 18 100 м. Артиллерийский расчет прикрывался броневым щитом толщиной 21,8 мм, общий вес установки составлял 15 663 кг.
ИзображениеИзображение - 152-мм орудия главного калибра USS "Charleston" (PG 51).
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#8 Океанские канонерские лодки "Эри" и "Чарльстон"

Сообщение Scharnhorst » 30 дек 2017, 20:23

Зенитная артиллерия


Поскольку разместить на канонерках в дополнение к 152-мм еще и 127-мм универсальные орудия не представлялось возможным, "Эри" и "Чарльстон" стали одними из первых американских кораблей, в проект которых были введены 28-мм (1,1-дюймовые) автоматы Мк.1. Они обладали следующими ТТX:
- длина ствола 75 клб, вес ствола 252 кг, скорострельность 150 выстр./мин.,
- вес унитарного патрона 860 г, вес снаряда 416 г, начальная скорость снаряда 823 м/с,
- дальность стрельбы 6 734 м, досягаемость по высоте 5 790 м.
Счетверенная установка весила около 4,78 т и обеспечивала круговое горизонтальное наведение и вертикальное в пределах -10...+ 110°, скорости горизонтальной и вертикальной наводки равнялись 30 и 24 град./с соответственно. Несмотря на возлагавшиеся на него надежды,
автомат оказался неудачным (основной проблемой стало частое заклинивание) и был прозван "чикагским пианино".
28-мм автоматы стали поступать на флот с 1936 года, но процесс этот шел медленно, поэтому "Эри" и "Чарльстон" получили штатные установки только весной 1938 года, а в первый год службы в качестве средств ПВО несли всего по четыре 12,7-мм пулемета "Браунинг".
Кроме того, на первом ярусе носовой надстройки размещалась пара 47-мм салютных пушек системы Гочкиса — их сняли только с началом войны.

P.S. Фото и чертежи 28-мм автоматов и 12,7-мм пулеметов "Браунинг" есть в этой теме - не вижу смысла повторяться...
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#9 Океанские канонерские лодки "Эри" и "Чарльстон"

Сообщение Scharnhorst » 31 дек 2017, 23:12

Система управления огнем


Огнем главного калибра управляла система Мк.36, являвшаяся уникальной и на кораблях других типов не применявшаяся. Ее директор с 18-футовым (5,54 м) дальномером располагался на боевой рубке. Для управления огнем 28-мм автоматов служили прицельные колонки Мк.44.
Изображение - директор Мк.36 с антенной артиллерийского радара Мк.3, канонерская лодка "Эри", сентябрь 1942 года.

Авиационное вооружение


На канонерках удалось разместить гидросамолет, который мог использоваться для разведки и корректировки огня. Он располагался на навесной платформе между носовой и кормовой надстройками по левому борту. Поскольку места для катапульты уже не оставалось, взлетать он мог только с воды.
В начале карьеры "Эри" и "Чарльстон" использовали поплавковые бипланы Кертисс SОС "Сигалл", впоследствии сменив их на монопланы Воут ОS2U "Кингфишер".
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#10 Океанские канонерские лодки "Эри" и "Чарльстон"

Сообщение Scharnhorst » 02 янв 2018, 13:03

Противолодочное вооружение


Противолодочное вооружение состояло из гидроакустической станции (ее выгородка находилась в трюме между шпангоутами 27 и 31) и двух кормовых бомбосбрасывателей Мк.6, на каждый из которых помещалось по 15 300-фунтовых глубинных бомб.

Экипаж


По довоенным штатам, экипаж канонерских лодок состоял из 231 человека — 17 офицеров, включая адмирала, 4 офицеров его штаба, 1 офицера морской пехоты, и 213 нижних чинов, в том числе 36 из состава штаба и 44 морских пехотинцев.
В конце 1941 года на "Чарльстоне" служило 243 человека (официальные данные), в начале 1943 года — 236, в том числе 40 морпехов (свидетельство председателя общества ветеранов корабля Джеральда Бенно).
Наличие небольших подразделений морской пехоты было обычным для крупных кораблей ВМС США, однако в данном случае на их функции накладывало отпечаток назначение канонерок. Помимо выполнения обычных корабельных обязанностей — поддержания дисциплины на борту, морские пехотинцы предназначались для охраны американских посольств и представительств на берегу, а также всякого рода небольших полицейских операций. В годы войны на них, как правило, возлагалось обслуживание зенитных автоматов.
Экипаж размещался традиционно. Нижний ярус кормовой надстройки занимали каюты адмирала и командира корабля. Два отсека в кормовой части на второй палубе отводились под офицерские каюты и апартаменты VIР-паcсажиров с двумя спальнями, один — под кают-компанию, еще один — под буфетную. В первом ярусе носовой надстройки размещались помещения петти-офицеров, матросские кубрики занимали носовую часть второй палубы.
Изображение - кабинет, спальня командира и офицерская кают-компания канонерских лодок типа "Эри".
Всего на кораблях имелось 15 офицерcких кают, 18 унтер-офицерских мест и 208 стационарных матросских коек.
Американские авторы особо отмечaют "дипломатический" аспект проекта. В случае необходимости (а в политичеcки нестабильных регионах она была вполне реальной), на каждой из канoнерок могло быть развернуто американское посольство. Для этого имелись необходимые средства связи, жилое пространство, а каюты командира и адмирала могли объединяться в просторный конференц-зал. И эти помещения специально проектировались необычайно высокими для боевого корабля, чтобы производить впечатление на иностранных посетителей.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#11 Океанские канонерские лодки "Эри" и "Чарльстон"

Сообщение Scharnhorst » 06 янв 2018, 19:20

Окраска


Американский флот еще в конце 1920-х годов ввел четкую систему окраски боевых кораблей,стандартизировав все применяемые цвета и схемы. Для канонерских лодок, действовавших, как правило, в тропических или субтропических широтах, в довоенный период применялась так называемая "светло-серая" схема окраски, обозначавшаяся как MS.3. Корпус и надстройки окрашивались светло-серой краской 5-L (light gray), для палуб использовался приглушенный оттенок "палубный синий" 20-В (deck blue), подводная часть была красной, ватерлиния и козырьки на дымовой трубе — черными.
Изображение - "Чарльстон" в светло-серой окраске по довоенной схеме MS.3.
После начала войны корабли перекрасили по схеме MS.21, при которой все вертикальные поверхности равномерно красились в "военно-морской синий" 5-N (navy blue).
Изображение - "Эри" в камуфляже MS.21.
В начале 1944 года "Чарльстон" нес камуфляжную окраску по схеме MS.31/3d, состоящей из трех цветов: "туманного серого" 5-Н (haze gray), "океанского серого" 5-0 (ocean gray) и "тусклого черного" ВК (dull black).
Изображение - "Чарльстон" в 1944 году, корабль окрашен по схеме MS.31/3d.
К концу войны корабль был окрашен по наиболее распространенной к тому времени схеме MS.22, согласно которой борт до уровня самой нижней точки главной палубы красился в "военно-морской синий", а подъем борта к оконечностям и все надстройки — в "туманный серый".
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#12 Океанские канонерские лодки "Эри" и "Чарльстон"

Сообщение Scharnhorst » 02 фев 2018, 20:00

Модернизации


К середине 1942 года на "Эри" и "Чарльстоне" был произведен ряд работ, рекомендованных Генеральным Советом по настоянию адмирала Эрнеста Кинга:
- было заварено большинство иллюминаторов в корпусе;
- поверх ходовых рубок оборудованы открытые мостики, поскольку боевой опыт англичан показал, что закрытые ограничивают обзор во время воздушных налетов;
- уменьшена высота фок-мачты;
- грот-мачта заменена коротким флагштоком.
Усилили зенитное вооружение, установив четыре 20-мм автомата "Эрликон" — на первом ярусе носовой (вместо 47-мм салютных пушек) и кормовой надстроек. На директоре главного калибра смонтировали антенну радиолокационной станции Мк.З.
"Эри" сохранила самолет вплоть до своей гибели, с "Чарльстона" он был снят в начале 1944 года, а на его месте было смонтировано еще четыре "эрликона". Вместе с самолетом демонтировались и краны, было срезано основание кормового прожектора. Тогда же корабль получил поисковый радар SL, а в мае 1945 года вместо него появились РЛС SG и SК, но в целом модернизации канонерской лодки не считались приоритетными, поэтому, в частности, "Чарльстон" так и не получил 40-мм автоматов "Бофорс", сохранив до конца войны ненадежные "чикагские пианино".
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#13 Океанские канонерские лодки "Эри" и "Чарльстон"

Сообщение Scharnhorst » 25 дек 2018, 16:53

Боевая служба


Канонерская лодка "Эри"


Канонерская лодка PG-50 стала вторым кораблем американского флота с названием "Эри". Принято считать, что оно унаследовано от одного из Великих озер, однако на именной табличке, установленной на борту 8 сентября 1936 года, сказано, что оно присвоено в честь города в штате Пенсильвания. Крестной матерью корабля стала миссис Эдмунд А. Нолл, а первым командиром — коммандер Э.У. Хэнсон.
31 октября 1936 года "Эри" вышла из Нью-Йорка в первое пробное плавание, после которого была включена в состав соединения 40-Т, сформированного для защиты американских граждан и американских интересов в ходе начавшейся гражданской войны в Испании, посетила несколько европейских портов, Азорские острова и вернулась в Нью-Йорк 30 декабря. С 5 мая по 25 октября 1937 года канонерка была придана военно-морской академии в Аннаполисе для учебных плаваний, и в летние месяцы совершила несколько походов с кадетами вдоль восточного побережья.
Изображение - USS "Erie" покидает Бруклин, 1936 год.
После планового ремонта, 3 февраля 1938 года "Эри" прибыла в порт Бальбоа в зоне Панамского канала и стала флагманским кораблем командующего Эскадры специального назначения (Special Service Squadron — SPERON) адмирала Джона У. Уилкокса. Она действовала у берегов Центральной и Южной Америки, участвовала в обычных маневрах, обеспечивала боевую подготовку подводных лодок, а с началом Второй мировой войны в Европе включилась в операции Нейтрального патруля и обеспечивала охрану Панамского канала.
Изображение - USS "Erie" у побережья Коко-Соло, 1938 год.
После вступления США в войну канонерская лодка базировалась на Бальбоа в тихоокеанской части Панамского канала и совершала регулярные патрульные выходы вдоль побережья и к Галапагосским островам. 13 декабря 1941 года правительство Коста-Рики передало Соединенным Штатам 30 японских военнопленных, для сопровождения которых с "Эри" была направлена команда морских пехотинцев на борт теплохода "Альберт", а сама канонерка сопровождала его в Бальбоа. По пути было встречено другое судно — "Си Бой", на котором было найдено еще несколько японцев, его также направили в американскую базу. Спустя три дня канонерке снова представился шанс отличиться. Сначала она досмотрела судно "Санта-Маргарита", направив его в коста-риканский Пунтаренас. Вскоре был получен сигнал бедствия с "Ориона", который к вечеру был взят на буксир и доставлен в тот же порт.
9 июня 1942 года "Эри" прибыла в Кристобаль на атлантическом побережье Панамы, ставший ее новой базой. Уже на следующий день она спасла 45 человек с британского парохода "Форт Гуд Хоуп", торпедированного немецкой подводной лодкой U-159. Поиски самой субмарины не увенчались успeхом, хотя было сброшено 6 глубинных бомб. 15 июня корабль участвовал в спасении экипажа американского парoхода "Лебор", потопленного U-172, приняв на борт 25 человек со шлюпки и сняв еще 28 с острова Сан-Андрее. Все они были доставлены в Кристoбаль 17 июня.
В течение следующего месяца "Эри" сопровождала конвои между Панамским каналом, Юкатанским проливом и заливом Гуантанамо на Кубе, между 20 июля и 28 сентября прошла ремонт в Бальбоа (тогда на нее были установлены 4 "эрликона"), после чего вернулась к эскортной деятельности, курсируя между Тринидадом, Гуанатанамо и Коко-Соло (Панама).
Изображение - USS "Erie" в Бальбоа после модернизации, 16 cентября 1942 года.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#14 Океанские канонерские лодки "Эри" и "Чарльстон"

Сообщение Scharnhorst » 29 дек 2018, 23:06

Печальный конец


10 ноября 1942 года "Эри" под командованием кэптена Эндрю Р. Мака вышла из Порт-оф-Спейна (Тринидад) в Гуантанамо в составе эскорта конвоя ТАG-20. Двумя днями позже караван, находившийся между островами Кюрасао и Аруба, был обнаружен германской подводной лодкой U-163 под командованием корветтен-капитана Курта-Эдуарда Энгельмана. Субмарина дважды выпускала торпеды. Впоследствии Энгельман доложил, что в ходе первой атаки потопил судно водоизмещением 5 000 т и повредил другое, в 6 000 т, а спустя пять часов добился двух попаданий в эскадренный миноносец типа "Сомерс", после которых на нем наблюдался пожар. В действительности ни одно из судов конвоя повреждений не получило, а торпедированным "эсминцем" оказалась "Эри".
В 17.33 канонерская лодка содрогнулась от взрыва. Торпеда попала в правый борт в районе 126-го шпангоута примерно в 1,5 м ниже ватерлинии. В корпусе образовалась огромная пробоина длиной около 15 м, разворотившая борт и прошедшая через всю верхнюю палубу до левого борта, при этом банкет кормового орудия провалился на вторую палубу. Правый вал был перебит. Мазут и авиационный бензин, вытекая через разорванные корпусные конструкции, быстро распространились по кормовым отсекам между шпангоутами 99 и 141. Через несколько секунд раздался второй взрыв — по всей видимости, паров бензина. Пламя быстро вырвалось из-под второй палубы и охватило кормовую надстройку. Спустя 12 минут после попадания торпеды начал рваться боезапас кормовых 152-мм пушек.
Накренившаяся на правый борт и осевшая кормой "Эри" развернулась против ветра, чтобы не дать огню распространиться в нос, к кранцам первых выстрелов 152-мм орудия №3 , но поступление воды остановить не удавалось, и курс был взят на находившийся в 4 милях берег острова Кюрасао. В 18.23 канонерка села на прибрежную отмель с креном 15° на левый борт, причем верхняя палуба в корму от 104-го шпангоута оказалась под водой. Попытки взять пожар под контроль не увенчались успехом из-за нахождения половины пожарных насосов в затопленных помещениях, и менее чем через 2 минуты огонь распространился по верхней и второй палубам за исключением небольшого участка в носовой части.
В 18.26 кэптен Мак отдал приказ оставить корабль. Потери экипажа составили 7 человек убитыми и 11 ранеными (шестеро погибших были офицерами). Уцелевших подобрал голландский шлюп "Ван Кинсберген".
Пожар вызвал взрывы кранцев первых выстрелов оставшихся 152-мм орудий и 28-мм автоматов, а также хранилища авиационного боезапаса, в котором находились три 325-фунтовых глубинных и две 100-фунтовых фугасных бомбы. От их взрыва дымовая труба и самолет были сброшены за борт, а в верхней палубе образовалась пробоина диаметром около 6 м, однако 32-мм броневая палуба выдержала удар, благодаря чему силовая установка не пострадала.
Изображение - USS "Erie" горит на прибрежной отмели Кюрасао, 13 ноября 1942 года.
"Эри" горела еще три дня. Лишь 15 ноября из Норфолка прибыли пожарные со спецоборудованием и наконец-то погасили огонь. Судоподъемная операция была поручена частной фирме "Меррит, Чепмен и Скотт" и началась уже 19 ноября. В ней также участвовало около 40 специалистов из состава экипажа корабля. С канонерки сняли около 375 т различных грузов и откачали 20 т нефти.
28 ноября спасатели оторвали выгоревший корпус от грунта и отбуксировали его в гавань Виллемстада, где пришвартовали к специальному бую в бухте Макола. "Эри" имела стабильный крен 8,5° на левый борт, осадка составляла 2,6 м носом и 7,3 м кормой. 3 декабря было достигнуть соглашение с голландской администрацией о постановке канонерки в местный плавучий док для проведения неотложных работ перед буксировкой на восстановительный ремонт в Штаты. Однако для этого осадку требовалось уменьшить до 6 м. С этой целью демонтировали часть разрушенных надстроек и откачали топливо из носовых цистерн. К 19.30 работы были завершены, крен на левый борт уменьшился до 5°.
Изображение - USS "Erie" в гавани Виллемстада за несколько дней до опрокидывания.
В 3 часа утра 5 декабря вахтенные заметили, что "Эри" выпрямилась и стала медленно крениться на противоположный, правый, борт. Достигнув значения 10°, крен перестал нарастать — канонерка уперлась в наливную баржу, пришвартованную к правому борту. Оммотр показал, что кормовая 43-тонная цистерна правого борта, откачанная накануне, заполнилась водой, кроме того, вода начала поступать в машинное отделение через щели в броневой палубе.
Чтобы выправить крен, командир приказал затопить две топливные цистерны левого борта, что имело фатальные последствия. Через 12 минут "Эри" стала стремительно крениться на левый борт, перевернулась и затонула.
28 июля 1943 года канонерская лодка была исключена из списков ВМС США. 28 сентября Бюро кораблестроения выпустило официальный отчет об ее гибели, в котором делался вывод, что причиной опрокидывания явилось неконтролируемое перемещение свободных объемов воды на второй палубе при крайне низком запасе остойчивости.
Изображение - cхема боевых повреждений USS "Erie" (из американского отчета).
Остов корабля оставался в гавани Виллемстада до декабря 1952 года, когда его поднял спасатель ВМС США "Оппортьюн" (АRS-41), но лишь для того, чтобы затопить в более глубоком месте.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...


Вернуться в «Американский флот (1922-1945)»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость