Ударные авианосцы типа "Эссекс" - история, матчасть.

Модератор: Doctor Web

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#16 Ударные авианосцы типа "Эссекс" - история, матчасть.

Сообщение Scharnhorst » 27 окт 2016, 21:43

История боевой службы авианосцев.


Боевой дебют "эссексов"


Вступление в строй авианосца "Эссекс" 31 декабря 1942 года произошло в тот момент, когда положение американского флота было крайне тяжелым. У США на Тихом океане оставалось всего два боеспособных авианосца — "Энтерпрайз" и "Саратога". Японцы, несмотря на понесенные в бою у Мидуэя потери, все еще имели численный перевес и занимали более выгодную стратегическую позицию.
Освоение новой техники, доводочные работы, учебные взлеты и посадки самолетов — все это заняло около трех месяцев. Затем — переход через Панамский канал из Атлантического океана в Тихий. 31 мая 1943 года "Эссекс" стал на якорь в бухте Пёрл-Харбора. "Это было историческое событие. Начался новый период в войне с Японией", — так охарактеризовал этот внешне непримечательный факт американский адмирал Фредерик К. Шерман, бывший командир авианосцев "Лексингтон" и "Энтерпрайз".
В течение лета флот США наращивал силы - 27 июля в Пёрл-Харбор прибыл авианосец CV-10 "Йорктаун", 9 августа — CV-16 "Лексингтон". Весьма символично, что оба корабля получили имена своих прославленных предшественников, погибших в 1942 году. 2 октября 1943 года к ним присоединился четвертый представитель семейства — CV-17 "Банкер Хилл". В расстановке сил на тихоокеанском театре чаша весов начала склоняться в пользу США.
Изображение - "Йорктаун" принимает возвращающийся из тренировочного полета "Авенджер", июль 1943 года.
Но командующий американским Тихоокеанским флотом адмирал Честер У. Нимиц не торопился бросать новейшие авианосцы в самое пекло. Он прекрасно понимал, что успех в предстоящих сражениях будет зависеть прежде всего от уровня боевой подготовки экипажей, и особенно — летчиков. Поэтому поначалу Нимиц использовал "эссексы" на второстепенных направлениях, ставя перед их командирами несложные задачи. Таким был первый поход "Эссекса", "Йорктауна" и легкого авианосца "Индепенденс" к острову Маркус (ныне Минамитори), в ходе которого отрабатывалось взаимодействие авиагрупп в воздухе, испытывалась новая четырехканальная система радиосвязи. 31 августа палубная авиация нанесла удар по японским позициям на острове Маркус, и этот эпизод можно считать боевым крещением кораблей типа "Эссекс".
В сентябре — октябре 1943 года "Эссекс", "Йорктаун" и "Лексингтон" совершили еще несколько рейдов к захваченным японцами островам Тарава, Макин и Уэйк. Приобретенный в результате этих походов опыт вскоре очень пригодился...
Изображение - Curtiss SB2C-1 "Helldiver" на палубе авианосца "Йорктаун" (CV-10), лето 1943 года.
Утром 11 ноября авианосная группа под командованием контр-адмирала А. Монтгомери (авианосцы "Эссекс", "Банкер Хилл" и "Индепенденс")приблизилась к японской базе Рабаул на острове Новая Британия. Когда до цели оставалось 160 миль, в воздух поднялись около 80 самолетов, в том числе 23 новейших пикирующих бомбардировщика "Хэллдайвер" с "Банкер Хилла" (это был их боевой дебют). Монтгомери знал, что в Рабауле находится крупное соединение адмирала Куриты, по которому неделю назад уже нанесли удар самолеты с авианосцев "Саратога" и "Принстон".
Изображение - "Банкер Хилл" следует в район боевых действий, Тихий океан, осень 1943 года.
Однако японская разведка сработала оперативно, и в 8.30, на подходе к базе, американцев встретили 68 истребителей "Зеро". Завязался бой, но большинству американских самолетов удалось нырнуть в дождевые облака и достичь цели. Первыми в 9.05 нанесли удар "эвенджеры" с "Эссекса", затем — бомбардировщики с "Банкер Хилла" и "Индепенденса". Пользуясь плохой погодой, американцы оторвались от преследования и совершили посадку на свои авианосцы.
Изображение - "хэллдайверы" возвращаются на "Банкер Хилл" после рейда на Рабаул, ноябрь 1943 года.
В тот день по Рабаулу отбомбилась не только авиагруппа с кораблей Монтгомери, но и самолеты берегового базирования, а также с отряда адмирала Шермана (авианосцы "Саратога" и "Принстон") — всего, по разным данным, от 180 до 185 машин. Японцы понесли ощутимые потери: легкому крейсеру "Агано" взрывом торпеды оторвало корму, другая торпеда сильно повредила эсминец "Наганами". На эсминце "Судзунами" попадание бомбы вызвало детонацию торпед, и сильнейший взрыв разломил корабль на две части. Кроме того, повреждения получили легкий крейсер "Юбари", эсминцы "Уракадзе" и "Умикадзе".
Разгневанные японцы решили отомстить. В полдень в воздух поднялись 67 истребителей "Зеро", 14 торпедоносцев "Кейт", 27 пикировщиков "Вэл" и несколько горизонтальных бомбардировщиков "Бэтти" (принятые в США условные обозначения японских самолетов. В действительности они имели следующие марки: "Зеро" — "Мицубиси" А6М, "Кейт" — "Накадзима" B5N, "Вэл" — "Аичи" D3A, "Бэтти" — "Мицубиси" G4M). В качестве цели были выбраны находившиеся ближе всех корабли Монтгомери. Предстояла жаркая схватка.
Американские радары обнаружили приближавшуюся воздушную армаду на расстоянии 119 миль. Немедленно с авианосцев стартовали истребители — в то время на "Эссексе" и "Банкер Хилле" базировались новейшие "хэллкэты" и "корсары". Вслед за ними начали взлетать бомбардировщики — Монтгомери планировал нанести повторный удар по Рабаулу.
Встреча палубных истребителей с "джапами" (Japs — так американцы презрительно называли японцев в годы войны) произошла в 13.51 в 40 милях от кораблей. Но такое количество самолетов янки увидеть не ожидали. Остановить противника они не сумели, и через несколько минут японцы начали выходить на боевой курс.
К тому времени группа Монтгомери имела следующий ордер: авианосцы находились в вершинах равностороннего треугольника на расстоянии мили друг от друга, а по окружности диаметром в две мили шли девять эсминцев. Все корабли открыли огонь почти одновременно. Очевидец, находившийся на борту "Банкер Хилла", так описывает ход дальнейших событий: "С этого момента небо было буквально усеяно самолетами и бомбами. Бомбы взрывались вблизи каждого авианосца. Я помню, как один "вэл" шел прямо на нас, затем остановился и повис над нами, словно планета, но продолжал увеличиваться в размерах, пока не сбросил бомбу. "Похоже, что он сбрасывает подвесной бак", — сказал один моряк. Этот "подвесной бак" взорвался около борта, забрызгав водой стоявшие на палубе самолеты с подвешенными бомбами. Другие "вэлы" обстреливали нас с бреющего полета, и я проклинал эти мигающие вспышки, похожие на световые сигналы своих самолетов... Бой длился 46 минут, но нам показалось, что 46 лет".
Американцы достигли необычайно высокой плотности зенитного огня: "Банкер Хилл" выпустил 532 127-мм, 4 878 40-мм и 22 700 20-мм снарядов, "Эссекс" — соответственно 216, 2 302 и 8 891. Несмотря на многочисленные атаки, японцы не добились ни одного прямого попадания в корабли, но потеряли около 35 самолетов. У американцев не вернулись на свои авианосцы 11 истребителей. Во время этого боя произошел почти невероятный случай: 40-мм снаряд, выпущенный с авианосца "Индепенденс", попал в падавшую на корабль бомбу и взорвал ее в воздухе.
Безусловно, американцам повезло. Их положение было крайне опасным: на палубах авианосцев стояли готовые к повторному рейду на Рабаул (кстати, так и не состоявшемуся: взлетевшим бомбардировщикам Монтгомери приказал повернуть назад) самолеты, "под завязку" заправленные бензином и увешанные бомбами и торпедами. Одно попадание бомбы, снаряда или даже пули могло привести к катастрофе — как это случилось с японцами в сражении у Мидуэя. Впрочем, здесь дело не только в везении. Мощное зенитное вооружение, совершенные средства обнаружения и управления огнем "эссексов" выводили ПВО авианосных соединений на новый уровень. Истребители "Хэллкэт" и "Корсар" по своим летно-техническим характеристикам превосходили японский "зеро". Наконец, уровень подготовки американских пилотов заметно вырос, а их противников — наоборот, снизился, поскольку элита японских авиаторов к тому времени уже погибла в боях... И результаты первого серьезного боя с участием новых авианосцев подтвердили, что в стратегической расстановке сил на Тихом океане произошел коренной перелом.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#17 Ударные авианосцы типа "Эссекс" - история, матчасть.

Сообщение Scharnhorst » 05 фев 2024, 20:28

"Лягушачьи прыжки"


Боевые действия флота США во второй половине 1943 года определялись страте­гией, официально именуемой "шаг за ша­гом" или "от острова к острову" (моряки с некоторой долей иронии называли ее "от пальмы к пальме"). Смысл ее заключался в постепенном вытеснении японцев с одного острова на другой. На захваченных остро­вах и атоллах создавались аэродромы и временные пункты базирования флота, что позволяло в дальнейшем взять под свой контроль значительную часть акватории Ти­хого океана. В начале 1944 года эта страте­гия несколько трансформировалась и ста­ла именоваться "прыгание лягушкой" ("leapfrogging"). Смысл ее оставался преж­ним, но теперь в качестве объектов втор­жения выбирались не ближайшие острова, а те, что занимали ключевые позиции в архипелагах. Их захват приводил к изоляции остальных островов и расположенных на них японских гарнизонов.
К выполнению этих задач американцы ак­тивно привлекали свои авианосные силы. Палубная авиация наносила удары, по бе­реговым аэродромам, прикрывала с возду­ха десантные суда в районах формирова­ния и высадки, осуществляла непосред­ственную поддержку десанта.
Первой масштабной операцией с участи­ем авианосцев "Эссекс", "Йорктаун", "Лек­сингтон" и "Банкер Хилл" стало вторжение на атоллы Тарава и Макин, входящие в ар­хипелаг Гилберта. Операция, получившая кодовое название "Гальваник", началась 19 ноября 1943 года. Американская морская пехота выполнила поставленные перед ней задачи, но, увы, дорогой ценой. Понес по­тери и флот. Торпеда японской подводной лодки пустила ко дну эскортный авианосец "Лиском Бэй", авиационная торпеда серь­езно повредила легкий авианосец "Инде­пенденс". Вечером 4 декабря атаке подверг­ся "Лексингтон": сброшенная японским са­молетом торпеда попала ему в кормовую часть. Первое испытание, выпавшее на долю кораблей типа "Эссекс", в целом за­кончилось благополучно — авианосец своим ходом дошел до Пёрл-Харбора и после ремонта вновь был введен в строй.
Адмирал Нимиц остался недоволен дей­ствиями контр-адмирала Ч. Паунолла, коман­довавшего авианосным соединением, при­знав их недостаточно решительными. В ре­зультате произошла смена командующего, а авианосные силы реорганизованы. "Эссексы" вошли в состав оперативного соедине­ния (Task Force) TF-58, которое возглавил бывший командир авианосца CV-8 "Хорнет" контр-адмирал Марк А. Митшер. Последний оставался на своем посту до конца войны, и именно под его руководством соединение TF-58 сыграло решающую роль в разгроме япон­ского императорского флота.
В январе 1944 года американцы начали операцию по захвату атолла Кваджалейн, занимавшего доминирующее положение среди Маршалловых островов. В ней актив­но участвовали тяжелые авианосцы "Эс­секс", "Йорктаун", "Банкер Хилл" и новей­ший "Интрепид", заменивший поврежденный "Лексингтон". Наученные горьким опы­том предыдущей операции, янки обрушили на японские укрепления всю мощь своего флота. В течение недели палубные бомбар­дировщики и корабельная артиллерия "утю­жили" Кваджалейн — так, что на острове не осталось ни одного дерева, не говоря уже о каких-либо постройках. Более половины японского гарнизона, насчитывавшего 8 600 человек, было убито, а оставшиеся в живых оглохли от постоянных взрывов и находи­лись в шоковом состоянии. Когда на сплошь покрытом воронками атолле высадились десантники, им практически не было оказа­но организованного сопротивления.
Вслед за Кваджалейном пали и другие острова архипелага. На одном из них — атолле Маджуро — американцы оборудова­ли передовую базу флота, где отныне про­изводились заправка топливом и пополне­ние корабельных запасов.
Следующей целью стал остров Трук в центральной части Тихого океана. Японцы устроили на нем сильно укрепленную базу, громко именуемую "тихоокеанским Гибрал­таром". Однако эта крепость была построена в довоенных традициях: ее мощная бе­реговая оборона соседствовала с явно не­достаточными средствами ПВО и авиаци­онным прикрытием. Противостоять ударной мощи соединения TF-58 (которая была выше, чем у соединения адмирала Нагумо, совершившего нападение на Пёрл-Харбор) она не могла.
Только за два дня (16 и 17 февраля) аме­риканская палубная авиация, основу кото­рой составляли самолеты с кораблей типа "Эссекс", уничтожила в воздухе и на земле 311 вражеских самолетов и еще 70 повре­дила. В районе Трука под бомбами и торпе­дами затонули 12 боевых кораблей (в том числе легкий крейсер "Нака"), а также 34 транспорта и торговых судна общим тонна­жем около 200 тыс. брт (включая 19 262-тон­ный плавучий завод по переработке кито­вого жира "Тонан-мару № 3"). Еще один лег­кий крейсер — "Агано" — пустила ко дну американская подлодка "Скейт". Японская база была настолько разрушена, что необ­ходимость ее штурма отпала: она и так по­теряла свое стратегическое значение.
За успех американцы заплатили повреж­дением "Интрепида", который разделил участь своего предшественника — "Лексинг­тона". Ночью 17 февраля в его корму уго­дила японская авиационная торпеда, в ре­зультате чего полностью вышел из строя ру­левой привод. Авианосец срочно убыл в Пёрл-Харбор. Из-за потери маневренности (корабль управлялся лишь гребными винта­ми) он мог стать легкой добычей для про­тивника. К счастью, встречи с неприятелем не произошло, и "Интрепид" в сопровожде­нии легкого авианосца "Кэбот" благополуч­но прибыл на Гавайи.
ИзображениеИзображениеИзображение - повреждения кормы авианосца "Интрепид" после ночной атаки японцев 17 февраля 1944 года. На последнем фото - авианосец на верфи в Сан-Франциско во время восстановительного ремонта.
Следующими "прыжками лягушки" стал захват островов Эниветок, Манус, Новой Гвинеи, Сайпана, очередные удары по Труку и островам Палау. Американцы добились полного господства в воздухе. Соотношение потерь в авиации порой достигало 1:10 в их пользу. А все попытки "джапов" атаковать "эссексы" не увенчались успехом: ни один из тяжелых авианосцев США в течение вес­ны и лета 1944 года не пострадал. Особые надежды японцы возлагали на ночные авиа­налеты, но и тут потерпели фиаско: радио­локация, радиовзрыватели и беспламенный порох в гильзах зенитных патронов не ос­тавляли им шансов выйти победителями.
Завершением этапа боев "от пальмы к пальме" стал захват островов Гуам, Тиниан и Палау, открывавший путь к вторжению на Филиппины. Правда, этому событию предшествовало грандиозное морское сра­жение, известное как бой в Филиппинском море или бой у Марианских островов. Это была последняя попытка японского импера­торского флота вернуть себе стратегиче­скую инициативу.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#18 Ударные авианосцы типа "Эссекс" - история, матчасть.

Сообщение Scharnhorst » 06 фев 2024, 22:19

Сражение в Филиппинском море


Японский флот в течение первой поло­вины 1944 года вел себя довольно пассив­но, что позволило американцам практичес­ки полностью разрушить внешний периметр обороны Страны восходящего солнца. Но когда 15 июня начались бои за остров Сай­пан, пробил час решительной морской бит­вы. Ведь потеря Сайпана приводила к тому, что американские бомбардировщики могли наносить удары по территории самой Японии. И новый командующий Соединенным флотом адмирал Тойода, выполняя приказ императорской ставки, направил навстречу неприятелю свое самое мощное соедине­ние — Первый мобильный флот под коман­дованием вице-адмирала Дзисабуро Одзава. В состав флота входили все имевшиеся у японцев авианосцы (9 единиц), 4 линкора (включая гигантские "Ямато" и "Мусаси"), 10 крейсеров (в том числе 9 тяжелых) и 26 эсминцев. Кроме того, Одзаве были обеща­ны 500 базовых самолетов, находившихся на Марианских островах и которым предсто­яло первыми нанести удар по противнику.
США к тому времени имели явное пре­имущество в силах. В марте в состав соеди­нения TF-58 вошел новый корабль типа "Эс­секс"—CV-12 "Хорнет", одновременно вернулся в строй отремонтированный "Лек­сингтон". В начале июня на передовую базу Маджуро прибыл CV-18 "Уосп". Таким образом, в распоряжении адмирала Митшера имелось шесть тяжелых авианосцев типа "Эссекс" (отсутствовал только поврежден­ный торпедой "Интрепид"), ветеран тихо­океанских баталий "Энтерпрайз" и восемь легких авианосцев типа "Индепенденс". Еще в составе TF-58 находились 7 новых линкоров, 21 крейсер и 69 эсминцев. Палуб­ных самолетов на авианосцах насчитыва­лось 891 единица против 430 у японцев.
Тем не менее, Одзава рассчитывал на успех. Он планировал использовать бере­говую авиацию, базировавшуюся на остро­вах Гуам, Рота и Яп, что должно было, как минимум, уравнять силы в воздухе. Кроме того, он хотел извлечь выгоду из большей дальности действия своей авиации (из-за отсутствия на японских самолетах брони и самогерметизирующихся бензобаков). Не­которое преимущество Первому мобильно­му флоту давал и восточный пассат, позво­лявший сближаться с неприятелем и одно­временно проводить взлетно-посадочные операции. Наконец, Одзава надеялся на свою хорошо организованную разведку, что отчасти компенсировало превосходство американцев в области радиолокационных средств.
Но всем этим планам не суждено было сбыться. 15 и 17 июня янки нанесли воздушные удары по аэродромам на островах Иводзима и Титидзима, служивших проме­жуточными пунктами при переброске япон­ских самолетов на юг. Затем настал черед аэродромов на Гуаме и Роте. Особенно сильной была бомбардировка Гуама 19 июня — после нее рассчитывать на поддерж­ку береговой авиации Одзаве уже не при­ходилось.
Очень эффективными оказались и дей­ствия американских подводных лодок. Уже в ходе развертывания сил ими были потоп­лены четыре японских эсминца, а во время сражения жертвами субмарин "Альбакор" и "Кавэлла" стали два тяжелых авианос­ца — новейший "Тайхо" (создававшийся, кстати, в качестве ответа на появление "Эс­секса") и знаменитый "Сёкаку".
Главная фаза сражения произошла 19 июня. Начали атаку японцы, раньше обна­ружившие своего противника. В течение восьми часов подряд (с 10.23 до 18.45) они четырьмя волнами пытались нанести реша­ющий удар по кораблям соединения TF-58. В первом налете участвовало 69 самолетов (16 истребителей и 45 истребителей-бом­бардировщиков "Зеро", а также 8 торпедо­носцев "Джилл"). Увы, встреча с подняты­ми в воздух "хэллкэтами" наглядно показа­ла, насколько японцы отстали от своих про­тивников. И не столько в отношении техни­ки, сколько в уровне квалификации летчи­ков. Все американские пилоты, прежде чем попасть на авианосцы, в течение двух лет проходили подготовку в учебных центрах и имели более 300 часов летного времени, а большинство японских готовилось всего два — три месяца, и только у самых лучших из них был за плечами шестимесячный срок обучения. Неудивительно, что из 69 само­летов 42 были сбиты, причем почти все — в воздушном бою.
Наиболее сильным должен был стать второй удар — в нем участвовало 128 само­летов (53 бомбардировщика "Джуди", 27 торпедоносцев "Джилл" и 48 истребителей "Зеро"). И на этот раз японские самолеты, своевременно обнаруженные радарами, были перехвачены американскими истреби­телями. Первыми с ними вступили в бой 12 "хэллкэтов" с "Эссекса". Итог для Одзавы оказался плачевным: на его авианосцы не вернулись 42 "джуди", 23 "джилла" и 32 "зеро", а американские асы записали на свой счет около 70 воздушных побед.
Третья волна из 40 "зеро" (в том числе 25 истребителей-бомбардировщиков) и 7 "джиллов" из-за навигационных ошибок не смогла найти заданные цели. Обнаружив лишь силы прикрытия, японцы отказались от атаки и повернули назад. Однако на об­ратном пути их настигли истребители с "Хорнета" и "Йорктауна". Итог воздушной схватки — 7 сбитых японских самолетов.
Четвертая и последняя за день атака на американские корабли имела для японцев самые плачевные результаты. Из 82 само­летов (30 истребителей и 10 истребителей-бомбардировщиков "Зеро", 27 "вэлов", 9 "джуди" и 6 "джиллов"), стартовавших с авианосцев "Дзуньё", "Хийё", "Рюхо" и "Дзуйкаку", уцелело всего 9 машин.
Всего за 19 июня 1944 года из 373 уча­ствовавших в бою японских самолетов 243 погибли. Ущерб же, нанесенный ими амери­канцам, оказался минимальным. Они доби­лись лишь одного прямого попадания бом­бой в линкор "Саут Дакота", еще несколько кораблей соединения Митшера получили повреждения от близких разрывов. Из авиа­носцев больше всех пострадал "Банкер Хилл". Примерно в полдень два "джуди" из состава второй волны спикировали на него одновременно с разных сторон (если это не случайность, то один из немногих случаев грамотного взаимодействия японских пило­тов в данном бою). Оба были сбиты, но одна из бомб взорвалась рядом с бортом, повре­див самолетоподъемник и систему подачи бензина. Из экипажа корабля 3 человека по­гибли и 73 получили ранения. Вспыхнуло сра­зу несколько пожаров, но их, к счастью, су­мели быстро ликвидировать.
ИзображениеИзображение - "Банкер Хилл" под ударами японских бомбардировщиков, 19 июня 1944 года
Одновременно с "Банкер Хиллом" лег­кие повреждения получил "Уосп". Осколка­ми бомбы, также сброшенной бомбардиров­щиком "Джуди", на нем был убит один и ра­нены 12 человек.
Американская палубная авиация потеря­ла в воздушных боях всего 17 машин, из ко­торых, по крайней мере, одна была сбита огнем своих же зениток. Еще 13 самолетов не вернулись после бомбардировки остро­ва Гуам. Таким образом, потери в авиации у американцев (30 машин) за первый день сражения в Филиппинском море, даже без учета самолетов, уничтоженных на аэродро­мах Гуама и Роты, были в восемь(!) раз меньше, чем у их противника.
На следующий день, 20 июня, пришел че­ред американцев наносить удары по кораб­лям врага. К этому моменту адмирал Одзава вовсе не считал себя побежденным. Со­блюдая полное радиомолчание, он не имел никакой информации о невернувшихся са­молетах, полагая, что большая их часть со­вершила посадку на острове Гуам, и уцелев­шие пилоты докладывали о потоплении, как минимум, четырех и повреждении шести американских авианосцев. Поэтому коман­дующий Первым мобильным флотом гото­вился возобновить наступательные дей­ствия. Правда, новый удар по противнику всеми оставшимися в его распоряжении си­лами он отложил на следующий день.
Но Митшер опередил своего оппонента. В 18.40 на японских кораблях пробили бое­вую тревогу: к ним приближались поднятые с шести тяжелых и пяти легких авианосцев 85 "хэллкетов", 54 "эвенджера" и 77 пики­рующих бомбардировщиков "Донтлесс" и "Хэллдайвер". 216 американским самоле­там Одзава мог противопоставить лишь 75 своих, реально же путь нападающей сторо­не преградили всего четыре десятка "зеро". Правда, действовали они довольно эффек­тивно, сбив 21 американскую машину — вероятно, в боях 19 июня удалось спастись са­мым опытным японским летчикам (из японских истребителей 25 были сбиты и 9 тяжело повреждены).
Тем не менее, господство в воздухе ос­тавалось на стороне американцев, а систе­ма ПВО Первого мобильного флота сущест­венно уступала соединению Митшера. Две торпеды, сброшенные "эвенджерами" с "Лексингтона", поразили авианосец "Хийё". После пожара и серии последовавших внутренних взрывов корабль затонул. Повреждения получили линкор "Харуна", тяжелый крейсер "Майя", авианосцы "Чийода", "Дзуньё" и "Дзуйкаку". Причем по­следний чудом избежал гибели: попадания нескольких бомб вызвали на нем сильней­ший пожар, из-за чего командир корабля отдал приказ покинуть корабль. Однако вскоре аварийным партиям удалось остано­вить распространение огня, и авианосец своим ходом добрался до Куре. В атаках на "Дзуйкаку" принимали участие самолеты с "Йорктауна", "Энтерпрайза" и легкого авиа­носца "Сан-Джасинто".
Серьезной потерей для Одзавы стала ги­бель танкеров-заправщиков "Гэнье-мару" и «Сэйе-мару», уничтоженных пикирующими бомбардировщиками (в том числе с авиа­носца "Уосп"). Японский флот ощущал ост­рую нехватку как судов данного класса, так и непосредственно жидкого топлива.
Пожалуй, от полного разгрома Первый мобильный флот спасли три обстоятель­ства. Во-первых, из-за неудовлетворитель­но организованной разведки Митшер обна­ружил противника слишком поздно, и до на­ступления темноты американцы смогли провести единственную атаку. Во-вторых, мно­гие палубные торпедоносцы "Эвенджер" несли бомбы вместо торпед, что сделало их атаки менее эффективными. (Видимо, здесь сказался "комплекс Мидуэя": тогда бомба показала себя более грозным оружием, чем авиаторпеда. Однако за прошедшее время боевые качества американских торпед и их носителей существенно улучшились.) В-третьих, американские самолеты наносили удар на пределе своего радиуса действия, у многих из них оставалось топлива лишь на обратный путь, и потому не было време­ни для организации совместных атак по всем правилам военного искусства.
Полное драматизма возвращение авиа­группы на корабли соединения TF-58 стало заключительным аккордом сражения в Фи­липпинском море. Самолеты вернулись практически с пустыми баками, но им еще предстояла нелегкая посадка на палубу в полной темноте. Чтобы облегчить эту зада­чу, адмирал Митшер приказал осветить авианосцы, не считаясь с угрозой нападе­ния вражеских бомбардировщиков и под­водных лодок. На кораблях оперативного со­единения включили все огни и прожекторы, в воздухе то и дело вспыхивали факелы 127-мм осветительных снарядов. Однако все равно посадка заняла около двух часов — ее задержали аварии и разные ЧП. Многим самолетам не хватало горючего, и они са­дились (а иногда падали) на воду. Всего за эти два часа американцы потеряли 80 са­молетов— в четыре раза больше, чем во время атаки флота Одзавы. К счастью, аб­солютное большинство летчиков погибших машин спаслось: не удалось найти лишь 13 человек.
Впрочем, эти потери не сильно отрази­лись на общем итоге сражения. За два дня боев американцы лишились 130 палубных самолетов, а японцы — 395. Утром 19 июня на палубах авианосцев Первого мобильно­го флота находилось 430 готовых к бою ма­шин, а через два дня их осталось 35, или всего 8%. Американский историк С. Морисон в своем фундаментальном труде "История военно-морских операций во Второй миро­вой войне" так охарактеризовал результа­ты сражения: "Этот бой был самым круп­ным за всю войну. Участвовавшие в нем силы в три — четыре раза превосходили те, которые принимали участие в бою у атолла Мидуэй. Американская сторона одержала полную победу, и японцы были уже не в со­стоянии участвовать в боях подобного мас­штаба".
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...


Вернуться в «Американский флот (1922-1945)»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя