1945 год.
Финал активной карьеры "Саратоги"
Финал активной карьеры "Саратоги"
Когда началась высадка десанта на о. Иводзима, "Сара" снова встала в строй, войдя вместе с "Энтерпрайзом" в оперативную группу TG 58.5 уже ставшего знаменитым соединения TF58 вице-адмирала Марка Митшера. Командовал кораблем капитан 1 ранга Л.Мебус.
Оба авианосца 10 февраля 1945 года в составе соединения вышли из Улити, 16 февраля их самолеты бомбили район Токио, а 17-го принимали участие в налете на Иокогаму. Затем обоих ветеранов выделили для непосредственной поддержки десанта на Иводзиму.
21 февраля 1945 года "Саратогу", обеспечивавшую воздушное прикрытие десанта отдельно от своей группы и имевшую в охранении всего три эсминца, атаковали камикадзе. В 16.59 был открыт огонь по вывалившимся из облаков шести японским самолетам. Первые два, уже будучи сбитыми, упали в воду у самого борта, а их бомбы взорвались внутри корабля. Бомба с третьего самолета попала в якорный шпиль, разрушив порядочный кусок полетной палубы в носу, где на катапультах стояли готовые к старту два очередных истребителя. Четвертый самолет сбили на безопасном расстоянии, но пятый врезался в левую катапульту, а шестой, весь объятый пламенем, ударил в кран перед надстройкой, причем обломок этого самолета упал в артиллерийскую галерею №1. Все это произошло в течение трех минут с 17.00 по 17.03. Начались сильные пожары, скорость корабля снизилась до 25 узлов.
- пожары на полетной палубе "Саратоги" и их последствия.
К 18 часам пожары в ангарной палубе, а через 12 минут в бортовых танках удалось погасить, 12-метровую подводную пробоину с правого борта в корме прикрыли пластырем. Прием самолетов прекратили, пока с палубы не сбросили горящие машины. Но в 18.46 налетели еще пять камикадзе. Четыре из них удалось сбить достаточно далеко от корабля, однако пятый сбросил бомбу, взорвавшуюся на полетной палубе (отверстие диаметром 7,6 м), а сам упал за борт. Тем не менее раненная в семи местах "Сара" с 20.15 снова начала принимать свои самолеты на кормовую часть палубы, но для их запуска приходилось идти задним ходом, поскольку взлетать они могли теперь только с кормы. Тридцать шесть самолетов сгорели или были сброшены за борт, еще шесть сели на воду и утонули, 123 члена экипажа были убиты и пропали без вести, 192 — ранены. То, насколько сложным выглядело положение "Саратоги" со стороны и насколько ее экипажу удалось быстро справиться с повреждениями, хорошо характеризует описанный С. Морисоном эпизод.
Молодой пилот с одного из конвойных авианосцев, по ошибке посадивший свой самолет на палубу "Леди Сары", сказал подошедшему матросу палубной команды: "Здорово! Я очень рад, что сел к вам, а не на "Саратогу". Там — сущий ад». На что получил спокойный ответ: "Получше посмотри вокруг себя, браток. Ад —здесь!" По приказу адмирала Р. Спрюэнса "Саратога" ушла на Эниветок, а затем на Западное побережье США. В ходе ремонта на верфи ВМФ Пьюджет Саунд, Бремертон, с марта по май 1945 года "Саратога" получила новый увеличенный носовой подъемник, что позволило ей проводить обучение летчиков на новейших самолетах.
- "Саратога" в мае 1945 года, после восстановительного ремонта на верфи Пьюджет Саунд.
После победы в войне корабль срочно переоборудовали для перевозки войск, устроив дополнительные помещения на 4 000 человек в кормовой части ангара.